Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2483 KB

«То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще, он как таковой вообще несводим к «естественной эволюции жизни», и если его к чему-то и можно возвести, то только к высшей основе самих вещей – к той основе, частной манифестацией которой является и «жизнь»» [7, с. 52]. «Деятельный же центр, в котором дух является внутри конечных сфер бытия, мы будем называть личностью, в отличие от всех функциональных «жизненных» центров, которые, при рассмотрении их с внутренней стороны, называются также «душевными» центрами» [7, с. 52].

Ко второй половине XIX в. в России выделяются два направления в изучении человека. Первое связано с естественнонаучным пониманием человека, – в трудах Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, И.М. Сеченова и др. [2]. Другое направление проявило себя в традиции русского идеализма: B.C. Соловьев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, Л.И. Шестов, Н.Я. Грот, Н.О. Лосский и др. [4].

К философским размышлениям о природе человека и месте человека в природе, в реальности во второй половине XX века активно присоединилась научная психология. Многофакторность явления и необъятный объем материала позволил исследователям выбирать разнообразные направления, давшие множество различных результатов, большей частью не исключающих, а дополняющих друг друга, что существенно обогатило современную науку о человеке [5]. В психологии на основании того, что мозг человека работает как операционная система была разработана модель, согласно которой жизнь индивида разворачивается как компьютерная программа, что налагает определенные ограничения на развитие человека. Синергетическая модель сильно расширяет возможности развития [1]. Она используется как методологическая основа моделирования жизнедеятельности. Возникновение синергетики связывают с возникшим в XX веке движением к интеграции в науке, к рассмотрению разнородных объектов в качестве сложных динамических систем, подчиняющихся единым законам развития [6]. Синергетика играет заметную роль в понимании природы человека, его целостной разумной индивидуальности.

Формирующаяся на основе индивидуальности личность, согласно Э.В. Ильенкову, полностью определяется пространственно-временной траекторией, прожитой человеком в социуме. Поддерживая взгляд на социальную обусловленность личности, следует отметить, что в процессе социализации индивид не остается пассивным объектом внешнего воздействия. Человек активен и относительно автономен, сохраняя индивидуальность в общественной среде. Он существует как самостоятельная активная единица. Представления об индивидуальности Оллпорта строятся на том, что темперамент, интеллект и физическая конституция человека являются тем генетически обусловленным «первичным материалом», из которого строится личность. Они же и ограничивают развитие индивидуальности. Личность, представляя собою единство телесного и психического, характеризует позитивное, творческое, стремящееся к росту и постоянно развивающееся свойство человеческой натуры.

Ведущая роль среди предпосылок к формированию понятия «личность» сохраняется за философскими положениями об открытости человека миру и рефлексивной природе его интеллекта [3]. Благодаря природной интеллектуальной рефлексии: «духовный акт, на который способен человек, сущностно связан со вторым измерением и второй ступенью рефлексивного акта» [7, с. 54]. Мы называем это осознанием себя самого центром духовных актов, или «самосознанием». Человек в безграничной мере может быть «открыт миру»: «Там, где это поведение имеет место однажды, оно способно по своей природе к безграничному расширению – настолько, насколько простирается «мир» наличных вещей» [7, с. 54].