Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2523 KB

Человек с раннего детства входит в окружающий мир, осваивая его нормы, ценности и образцы поведения. В самом общем виде этот процесс отражается термином «социализация», обозначающего превращение человека в социального индивида. Строго говоря, социализация предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности без учёта той конкретной культуры, в которой происходит становление человека, однако такое возможно чисто теоретически. В реальности же человек не может осваивать мир безотносительно к культуре, более того, именно культура, уходящая вглубь прошлого, даёт человеку ощущение своих корней, без которых подлинное образование человеческой личности невозможно. Поэтому более уместным представляется говорить об инкультурации. Понятие «инкультурация» в середине 20 века было введено в научный оборот М. Херсковицем Инкультурация рассматривается им как вхождение индивида в конкретную форму культуры через усвоение моделей поведения человека в социуме [1].

Большую роль в процессе инкультурации играет способность человека к эстетической оценке явлений окружающего мира и основанная на ней способность к эстетическому выбору. С нашей точки зрения, понятие прекрасного является во многом культурно обусловленным, равно как и другие эстетические понятия и категории. Поэтому усвоение этих категорий, использование их в процессе осмысления многочисленных и разнообразных феноменов бытия в соответствии со своей культурной традицией в большой мере является показателем успешной инкультурации личности. Применительно к процессу инкультурации, можно говорить о двух ступенях, и если на первой происходит усвоение традиций и норм своей культуры, то на второй можно говорить об их творческом продолжении или творческой переработке, что обеспечивает развитие культуры, внесение в неё нового элемента. Наиболее проблематичным является вопрос о ценности этого нового, органичности или неорганичности его для данной культуры, поскольку подлинное творчество всегда связано с преодолением границ, с нарушением норм и правил. Думается, что именно способность к эстетической оценке и эстетическому выбору, воспитанная на почве родной культуры может стать своеобразным гарантом качества того творческого инновационного продукта, который вырабатывается личностью, находящейся на второй ступени процесса инкультурации.

Рассмотрим далее уровни и механизмы развития способности личности делать свой эстетический выбор. Следует отметить в связи с этим, что в своих высших проявлениях эта способность означает наличие у человека развитого эстетического вкуса, который означает способность сочетать объективную оценку эстетического объекта с субъективной.

Представляется, что на начальном уровне эстетический выбор осуществляется стихийно, в основном без участия рациональных компонентов мышления, в немалой степени он обусловлен физиологическими факторами. Так, например, подростки выбирают такую музыку, которая созвучна их внутренним ритмам, создаёт хорошее настроение, будит эротические влечения. То же, вероятно, относится и к кинопродукции. Но не следует думать, что на этом уровне реализуется чисто биологическое – может возникнуть необходимость задействовать и эмоции, однако невысокого порядка, а во многом опять же обусловленные физиологическими причинами – например, эмоция гнева или сентиментальная слезливость. На этом уровне ещё нельзя говорить об осознанном эстетическом выборе, поскольку в нём в большинстве случаев нет ещё ни объективного рационального начала, ни субъективного интуитивного, есть только субъективное физиологическое.

Далее следует первый конвенциональный уровень, на котором эстетические предпочтения продиктованы желанием соответствовать малой группе – группе своих товарищей-подростков, в чьей среде стремится быть принятым подрастающий человек. Здесь уже можно говорить об эстетическом выборе и, следовательно, об эстетическом вкусе – дурном или хорошем, развитом или неразвитом, поскольку, даже ориентируясь исключительно на вкус своей группы, подросток имеет возможность выбирать из некоторого набора художественных объектов. На этом уровне уже «включаются» рациональные компоненты, но пути рационального мышления в этом случае не отличаются от путей общей социализации личности.

На втором конвенциональном уровне происходит расширение группы – молодой человек начинает чувствовать себя членом каких-то более многочисленных групп – студенчества, молодёжи. На третьем конвенциональном уровне, вероятно, происходит осознание себя человеком конкретной культуры, и поэтому эстетические предпочтения обусловливаются принятыми в данной культуре эстетическими нормами. Подъём на второй и третий конвенциональный уровень связан, в первую очередь, с общим образованием личности, способствующим усвоению объективных критериев эстетической ценности. Путь усвоения этих критериев – это и есть путь инкультурации личности, т. е. включения её в конкретную культуру. В деле воспитания вкуса – это важнейший уровень, подъём на него может стать необходимым (хотя и недостаточным) условием развития эстетического вкуса. Без способности совершать эстетический выбор, ориентируясь не только на объективные критерии, но и на интуитивное приятие / неприятие некоего объекта можно говорить о способности к объективной эстетической оценке, но говорить об эстетическом вкусе ещё нельзя.

Высший уровень – это творческий уровень, уровень личного эстетического выбора обусловленного, как осознанием объективной эстетической ценности объекта, так и субъективным предпочтением. Одно и то же художественное произведение, обладающее в контексте определённой культуры признанной художественной ценностью, может по-разному взаимодействовать с личностью. Когда человек при общении с произведением искусства чувствует духовный подъём, своеобразный «выход в иное измерение», далеко не всегда поддающийся рациональному объяснению, природа которого, однако, совершенно очевидно принадлежит не биологическому, а духовному в человеке, тогда можно говорить о личном вкусовом выборе, сочетающем в себе как объективный, так и субъективный компоненты. Способность к этому – способность творческая. Так же, как и творчество не может совершаться без интуитивного, бессознательного компонента, так и вкусовой выбор без него не будет полноценным. И так же, как в творчестве, интуиция чаще всего не срабатывает на пустом месте и требует длительного напряжённого труда души и интеллекта, активной культуротворческой деятельности. Развитие этой творческой способности субъективного эстетического предпочтения, в силу своей иррациональной природы, скорее всего, может быть только косвенным – в основном это развитие других творческих способностей.

В самом общем виде путь развития способности к эстетическому выбору и, как высшей формы этой способности, эстетического вкуса может быть представлен в виде следующей цепочки: от стихийно-иррационально-физиологического выбора через объективную социокультурную оценку к субъективно-творческому ценностно-рациональному выбору.

Отметим, что попытка игнорирования третьего конвенционального уровня, стремление выйти на творческий уровень субъективного эстетического выбора без усвоения критериев объективной эстетической ценности, принятых в данной культуре, не позволяют процессу инкультурации личности идти в правильном направлении. Только последовательный путь развития способности к эстетическому выбору, путь от объективного к субъективному, обеспечивает личности полноценный процесс инкультурации: от усвоения культуры в её эстетическом аспекте к её творческому обогащению.