Формирование межнациональных отношений является актуальной и сложной проблемой в общественной жизни. Содержание межнационального согласия определяется способом производства материальных, духовных благ и типом политических отношений. Необходимо подчеркнуть, что исследование данной проблемы является важным и для многоцациональной, многоконфессиональной Республики Казахстан. Президент Н.А.Назарбаев говорил: «Особо я хотел бы обратиться к нашим специалистам-политологам, учёным сферы общественных наук. На мой взгляд, проблемы межнациональных отношений могут и должны стать ключевыми в наших исследованиях. Общество чрезвычайно нуждается в чёткой характеристике процессов, происходящих в этой области, при чём не только в Казахстане, но и во всём мире, знаний возможных перспектив становления межэтнических отношений» [1].
В современном мире Казахстан рассматривается как одно из достаточно успешных государств, обладающих устойчивой политической системой, общественной стабильностью, гармоничным состоянием межэтнических и межконфессиональных отношений, высоким международным авторитетом и демонстрирующих постоянный экономический рост. В этой связи следует отметить, что достижение такого результата стало объективным следствием политики Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, нацеленной на последовательную реализацию реформ, ведущих к построению современного демократического государства и эффективной экономики [2].
Сегодня в мире живёт около 4 000 наций, народностей и племён, которые объединены в 240 многонациональных, многоплеменных государств. В суверенном Казахстане 140 наций, народностей, национальных и этнических групп и более 40 конфессий (его независимость признали более 150 государств, с 130-ю уставлены дипломатические отношения), общая численность которых составляет 16,5 млн. человек. По прогнозам демографов, к концу XXI века население государства достигнет 50 млн. человек, а казахов 30 млн. чел. [3]. Статистические факты показывают, что проблема межнационального согласия населения требует особого внимания государственной политики и исследований учёных. Поэтому вполне закономерным выглядит закрепление межэтнического согласия в качестве ведущего приоритета государственной политики и основополагающей ценности казахстанского общества. Межнациональные отношения находят своё проявление в поступках людей, в их мировоззрении, нравственных устоях, нормах поведения, т.е. в субъективированных формах общения, согласия, реализуемых через социально-психологические, политические и правовые механизмы.
В Стратегии Ассамблеи народа Казахстана, отмечается, что на исторической земле казахов накоплен богатый и уникальный опыт мирного сосуществования народов, цивилизаций, культур и различных вероисповеданий в одном государстве. Это наследие определяет корни нашего единства и помогает яснее увидеть свое будущее. Демократизация общества обеспечила условия для возрождения и развития культуры и языков народов Казахстана. Это развитие происходит на основе гражданской общности всех казахстанских этносов, что способствует гармонизации межэтнических отношений. Все это является результатом исторического развития. Межнациональное согласие формируется в первую очередь в основных социальных институтах. По мере их развития межэтнические отношения выходят на новый уровень, который должен выступить в качестве историко-политической основы современного гражданского общества [4].
В последнее время появились и новые внешние факторы, влияющие на состояние межэтнических отношений, такие как: вероятность геополитического раскола по этноконфессиональному признаку, а также снижение толерантности массового сознания; возникновение угрозы военно-политической дестабилизации в регионе, возможности гуманитарных катастроф и появление неконтролируемого потока беженцев; противоправная деятельность экстремистских, террористических и радикальных групп под прикрытием религиозных идей; распространение масс-культуры и чуждых казахстанскому менталитету нравов через зарубежные средства массовой информации, религиозные объединения, не соблюдающие законодательство страны; рост транснациональной преступности; политизация конфессий и этноориентированных организаций. Указанные факторы могут оказать дестабилизирующее влияние на состояние межэтнических отношений.
В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» отмечается, что в казахстанском обществе сложились: толерантный менталитет казахстанцев; духовная открытость как доминирующая черта менталитета казахстанцев; смелость по отношению к нововведениям, историческим доказательством чего стали кардинальные экономические реформы, успешно проведенные в Казахстане после обретения суверенитета; межнациональное согласие и дружба, политическая стабильность; устойчивый и динамичный экономический рост страны, как залог гарантированного преодоления бедности для большинства населения, обусловливающий оптимизм и веру в будущее [5]. Все эти факторы должны стать основой межнационального согласия как важнейшего фактора формирования казахстанского патриотизма. Как отмечает Н.А. Назарбаев: «Мы обладаем неиссякаемым духовным богатством. Самая главная его ценность – любовь к Родине, казахстанский патриотизм. А самое главное измерение – согласие, мир, стабильность. Развитие гражданского общества, защита и обеспечение прав человека в значительной мере способствуют закреплению межнационального согласия. Вместе с тем межконфессиональное и межнациональное согласие является краеугольным камнем всеобъемлющей безопасности, стабильности, поступательного экономического и политического развития стран. Опыт Казахстана как нельзя лучше свидетельствует об этом. Именно поэтому наша страна как активный участник ОБСЕ считает своим долгом внести свой вклад в дело укрепления опыта и практических знаний, которые могут быть использованы в формате сотрудничества всех участников Организации в целях укрепления безопасности в условиях этнического и культурного многообразия и поликонфессиональности» [6]. Политика межнационального согласия охватывает все стороны деятельности казахстанцев, она выступает одним из важнейших компонентов в структуре его общей политики. Самостоятельность каждой национальности Казахстана определяется различием их исторического, политического развития как в плане социально-экономическом, так и с точки зрения их государственного определения.