Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2489 KB

Проблемы реализации человеческой мысли связаны с понятием интеллекта как способности человека к рациональному осмыслению и познанию, предваряющей условия его существования и развития. Вопросы рациональности подхода в системе сознания на протяжении веков волновали философскую мысль. Суть рациональности, как философско-мировоззренческой проблемы, составляют поиски метафизически обосновываемой осознанной гармонизации человека и бытия, «вписывания» человека в окружающий мир [1].

Рациональность с позиции терминологии обобщает такие понятия как логичность, целесообразность, простота, эффективность, согласованность и т.п. Рациональность выступает как определенная культурная ценность, реализуемая в нормах человеческого поведения. Обсуждение статуса этого понятия в системе человеческой жизнедеятельности, отношения к действительности остается актуальной и в наше время так как напрямую влияет на социально-экономические процессы.

В идее рациональности, как определенного типа отношения видят символ современной научной – технической цивилизации. Научно-техническая цивилизация, как тип исторического развития общества связана с определенной формой общественных отношений между людьми и формой их существования. Таким образом, проблемы рациональности в ее современном виде связаны с особенностями развития научно-технической цивилизации. Объективность научно-рационального мышления должна находить свое воплощение в науке, в постоянной способности критически отнестись к существующей ситуации.

Рассматривая вопрос о научной рациональности, можно утверждать, что в основе всякой научной рациональности лежат принципы объективности познания предмета и постоянной готовности к сознательному критическому контролю исходных предпосылок познавательной деятельности. Парадоксы современной цивилизации, характеризуются возникновением опасных проблем с прогрессом науки и техники, противоречивостью целей и ценностей цивилизации, демонстрацией нелогичности деятельности, вопреки здравому смыслу, оскудение духовного бытия, ростом объема ложной информации. Все это наносит ощутимый удар по рационалистическому мировоззрению.

Стандарты рациональности адаптируются к изменяющемуся научному знанию, а его элементы также подвергаются отбору под воздействием доминирующих в. данный период стандартов рациональности. Весь этот процесс взаимного приспособления протекает в поле силовых воздействий со стороны социально-генерируемых факторов [2]. Оценка того или иного вида рациональности должна осуществляться не только с точки зрения ценностей и целей, для достижения которых созданы были соответствующие наборы правил, эталонов и норм, но и с точки зрения их адекватности объективным закономерностям природы и социально-экономического развития [3]. Очевидно, что развитие рационалистического мировоззрения должно развиваться с учетом развития и трансформации законов, правил и методических подходов. Рациональность – это то, над чем начинают задумываться когда наступает кризис стандартов деятельности, мышления, социальных ориентации и ценностей. Законы природы, законы естествознания, рациональны во всех своих проявлениях. Объективно существование основных законов физики, взаимодействия химических веществ и пр. В современном мире рациональность выходит за рамки гегелевского определения разума, как ее высшей формы. В этом вопросе понятие рациональности стоит скорее на принципах позитивизма, основанных на знаниях, полученных на основе научных фактов и опыта. Это объединяет идеологию рационализма с законами естествознания и, в свою очередь, позволяет перенести их в сферу социально экономических отношений.

Современное социально-экономическая ситуация носит многофакторный характер влияния внешних воздействий, что приводит к определенной разориентации мышления и уменьшению его рациональности. Снижение рациональности на нынешнем этапе человеческого бытия является наиболее болезненным фактором. Понятие рациональности переходит из сферы философской в сферу практическую. В этой связи, принципы образования, науки и, в конечном счете, формирования оптимально-приемлемых социально-экономических процессов должны базироваться на рационалистическом мировоззрении. Социально-экономические процессы строятся посредством человеческой деятельности. Она изменяет и преобразует окружающий человека мир. Понятие рациональности часто отождествляют с созидательностью. И.Т.Касавиным определено, что некоторая социальная потребность является рациональной, если ее удовлетворение способствует социальному прогрессу, нерациональной – если она не имеет к нему реального отношения, и иррациональной – если она противоречит ему [4]. Отчасти это верно. Но даже самые деструктивные общественные явления, на ранних стадиях становления мировой государственности, могли носить вполне рациональный характер. Рациональность деятельности носит характер относительный. История науки – это история проб и ошибок. Научный поиск может быть рациональным и нерациональным. Если результат не получен это не всегда означает, что подход нерационален. Как результат познания, он может быть использован для решения еще не поставленной задачи. Деятельность человека, научно-технический прогресс по отношению к природе могут быть нерациональны, однако по отношению к человеку, организации его бытия – рациональна. Все определяется поставленной целью.

Таким образом, понятие «цель» становится основной характеристикой рациональности. Даже достижение деструктивной цели может иметь рациональные подходы, исходя из принятого индивидуумом и обществом образа морали, уровня образования, традиций и пр. Как бы то ни было, мы рассматриваем понятие «рациональность» не с точки зрения определенной гуманитарной идеи, а с точки зрения конкретно поставленной цели и ее достижения. В этой связи понятие рациональности подхода становится основным методологическим принципом постановки и реализации целевых социально- экономических задач, народнохозяйственных программ и проектного управления. Итак, деятельность отличается своим целенаправленным характером – т.е. всегда направлена на достижение осознанно поставленной цели.

Другой важной чертой деятельности является ее предварительная продуманность [5]. После постановки цели требуется анализ ситуации, в которой предстоит действовать, и выбрать способы и средства достижения этой цели и определить последовательность своих будущих действий. Все это требует от деятеля соответствующего уровня образования, квалификации и информированности. При выработке рационального подхода следует опираться на знание ситуации, на знание возможных средств достижения цели и законов природы, управляющих взаимодействием факторов и течением процессов, использовать способность рассуждения разум, логику, продумывая порядок своих действий и предвидя их возможные последствия.

Может показаться, что понятию рациональность, по общности основной характеристики, близко понятие результативность. Результативность также определяется достижением поставленной цели посредством осуществления деятельности. Однако нельзя отождествлять эти два понятия, т.к. результативность, отвечает за достижение цели, но может нести за собой дополнительные затраты, снижающие эффективность действия. Таким образом, с позиции практической методологии, рациональность можно определить, как совокупность действий, усилий, средств, которая позволяет достигнуть поставленной цели с минимальными затратами. Затраты – еще один важный параметр оценки степени рациональности совершаемого действия.

Можно ли деятельность, в том числе, научную, не достигшую цели или превысившую уровень совокупных усилий, как задел для достижения новых, более сложных задач? Только отчасти, так как задачи, поставленные в будущем могу иметь совсем иные параметры. Вместе с тем каждый достигнутый уровень задач – это определенная совокупность материальных ресурсов, естественнонаучных знаний, установившихся социально-экономических отношений. Этот уровень сам может стать базисом для формирования нового более высоких уровней целей и задач развития.

Деятельность правомерно считать рациональной в том случае, когда она приводит к поставленной цели и, соответственно, нерациональной будет та деятельность, результат которой не отвечает требованиям поставленной цели. Совокупность затрат деятельности становится внутренней мерой рациональности, тем экономическим параметром, который может быть выражен в реальных материальных показателях. Отвечая принципу: «Какие цели – такие и усилия», поставленные цели должны стимулировать действия, оценка которых осуществляется не по освоению объемов материальных и финансовых ресурсов, а по роли этих действий в их формировании и накоплении. В этом дополнительный резерв научно-технического и социально-экономического развития.

Практический подход к понятию рациональность переводит ее в область прикладных вопросов методологии оценки эффективности деятельности, в том числе в сфере анализа, целевого планирования и управления, целом. Целенаправленная рациональная деятельность, как понятие, из философской категории должно перейти и глубже внедриться в круг социально-экономических процессов, а рационалистическое мировоззрение должно войти в образ мышления и поведения современного человека.