Проблема адаптации студентов-первокурсников, включая лиц с дисфункцией зрения, к среде среднего профессионального учебного заведения решается созданием оптимальных условий с учетом основных характеристик адаптационных процессов. За каждым из них стоят различные зоны трудностей, с которыми приходится сталкиваться студентам, которые могут стать причинами развития дезадаптации (Бирюкова М.В., 2008., Цегельная Н.В., 2008).
Цель исследования: исследование аспектов социализации инвалидов по зрению на начальном этапе обучения в ССУЗе.
Решаемые задачи:
1. Методом анкетирования установить цели и заинтересованность в обучении у студентов на начальном этапе;
2. Оценить психологический микроклимат в студенческой среде, толерантность.
Методы и материалы исследования:
В анкетном опросе приняли участие 40 студентов (мужского пола 22 чел., и женского 16 чел.). Для проведения эксперимента были сформированы 2 группы студентов: 1 – контрольная – 20 человек, в которую вошли обучающиеся без ограниченных возможностей здоровья по зрению; 2 – опытная – 20 человек со студентами из числа инвалидов по зрению. Респондентам исследуемых групп была предложена анкета-опросник из 30 вопросов сгруппированных в смысловые блоки с вариантами возможных ответов. Композиция анкеты сформирована на основе обзора имеющихся сведений по проблеме адаптации первокурсников к новым условиям обучения (Соловьев В.Н., 2005; Ершова Н.Г., 2004).
Результаты и их обсуждение. Обработка рабочего материала первого блока «Демографические данные обследуемых студентов» показала, что 64,0 % юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья по зрению получили среднее образование в специализированных школах-интернатах для слепых и 36,0 % – в средних общеобразовательных школах Белгородского района. Ответы студентов на вопросы анкеты по второму блоку «Показатели психофизиологического состояния» отражали самооценку состояния здоровья в I семестре обучения в колледже: у девушек и юношей контрольной группы она существенно выше, чем у студентов-инвалидов – 67,6 и 50,0 % у девушек и 100,0 и 82,3 % – у юношей соответственно. Сравнивая полученные показатели юношей и девушек обеих групп, можно сказать, что юноши фактически не испытывали дискомфорта со здоровьем при обучении в новых для них условиях в течении первого семестра, в отличии от девушек, которые ссылаются на частые простудные заболевания и плохое самочувствие.
Анализ анкетных данных по третьему блоку «Оценка студентами состояния учебно-воспитательной работы в колледже» показал, что 71,4 % студентов контрольной группы в полной мере удовлетворены состоянием учебно-воспитательной работы в колледже. Доля студентов экспериментальной группы, оценивающие этот же показатель, составила 74,6 %.
Сравнительные результаты по четвертому блоку «Выявление основной цели обучения студентов в колледже» демонстрирует, что 58,8 % студентов контрольной группы и 63,6 % студентов экспериментальной вполне осознанно стремятся получить среднеспециальное медицинское образование и в дальнейшем планируют реализовать себя по избранной специальности; 35,3 % студентов контрольной группы и 13,6 % экспериментальной обучаются в колледже преимущественно с целью получения лишь определенных навыков в области медицины. Обучение в колледже ради общения со сверстниками и в целом в социуме у студентов экспериментальной группы составляет 13,6 %, тогда как в контрольной группе – 0 %. Получают образование в колледже по рекомендации родственников 5,9 % студентов из контрольной группы и 9,1 % – экспериментальной.
Заключение: студенты группы с ограниченными возможностями здоровья по зрению в отличии от обучающихся с нормальным физиологическим зрением больше заинтересованы в получении среднеспециального медицинского образования и реализации себя в будущей профессии на рынке труда, испытывают дефицит в общении, быстрее утомляются, имеют более высокий уровень тревоги. Однако, лица с ограниченными возможностями здоровья по зрению более комфортно ощущают себя в стенах колледжа и дают более высокую оценку организации учебного и воспитательного процессов.