В августе 1941 г. в Иран с целью организации военных поставок СССР от союзников по антигитлеровской коалиции были введены части Красной Армии [2]. Деятельность германской разведки, которая могла бы создать угрозу ленд-лизу, была пресечена [3].
Организация военных поставок в СССР имела важное значение для Ирана, прежде всего для сокращения безработицы. Так, проживавшие в Гиляне шоферы, были рады получить работу по перегону машин с юга Ирана в Астару, тем более что советская сторона щедро оплачивала их труд – 1500 риалов в месяц, не считая премию в размере 20 % за своевременную доставку грузов.
Всего на союзников работали около 100 тыс. иранцев. В основном это были представители рабочего класса, водители авто, разного рода служащие. Союзники заботились об этих людях. Они обратились к иранскому правительству с просьбой предоставления отсрочки тем иранцам, которые работали у них [1].
В годы войны на полную мощь была загружена иранская промышленность, почти во всех ее отраслях размещены советские заказы. Поэтому в стране не было безработицы. Иранские работники находили работу на строительстве и на ремонте шоссейных и железных дорог, в авторемонтных мастерских и бензозаправочных пунктах, трудились в качестве шоферов по перегонке автомашин, выполняли другие работы.
Прекращение перевозок в конце войны сразу же оказало отрицательное влияние на экономику страны. Выстроенные американцами в Андимешке огромные гаражи, погрузочные площадки для автомашин и самолетов остались в бездействии и над 10 тыс. иранскими рабочими нависла угроза потери работы.