Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1
1
2515 KB

Неоспоримм фактом является то, что здоровье и здоровй образ жизни студентов – качественная предпослка самореализации будующих молодх специалистов-медиков, их активного долголетия, к сложному учебному и профессиональному труду, общественной и политической активности, а так же созданию семьи и деторождению. Следовательно, сохранение и укрепление здоровья студентов, получающих медицинское образование, является одной из актуальнейших проблем на сегодняшний день. Одним из интегральных показателей уровня индивидуального здоровья является показатель биологического возраста студентов.

Целью работы явилось определение темпы старения организма студентов 3 курса Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова. Было обследовано 250 студентов 3 курса факультета «Общая медицина». Следует отметить, что студенты 3 курса факультета «Общая медицина» обучаются по модульной интегрированной системе, чт требует значительного нервно-эмоционального напряжения и является несомненнм фактором, влияющим на состояние целостного организма.

В ходе исследования у студентов КазНМУ определялся биологический возраст (БВ) по антропометрическим показателям (динамометрия, спирометрия, объем грудной клетки на вдохе и выдохе, рост и масса тела, ЖЕЛ) и БВ по состоянию сердечнососудистой системы (артериальное давление, поза Ромберга, наклон вперед, жизненную емкость легких-ЖЕЛ). Значение индивидуальных показателей БВ сравнивался с должнм биологическим возрастом (ДБВ) для данной возрастной группы в зависимости от полового признака. А также определялся возрастной статус, который характеризует темп старения определенной возрастной группы. Был проведен сравнительный анализ характеристик электрокардиографии и БВ.

По показателям БВ по антропометрии студенты поделились на 3 группы. Анализ полученных данных показали, что в 1 группе респондентов (19 % студентов) темп старения не отличается от популяционного стандарта (БВ=ДБВ). Во 2 группе респондентов (8 % студентов) темп старения отстает от популяционного стандарта (БВ<ДБВ на 20 %±0,024 %). В 3 группу респондентов (73 % студентов) входят лица с ускоренном темпом старения (БВ>ДБВ на 30 %±0,05 %) . При расчете БВ использовались такие показатели, как ЖЕЛ. Данные спирометрии показали, что в 1и 2 группах респондентов ЖЕЛ соответствует ДЖЕЛ, что свидетельствует о хорошо развитой дыхательной системы. В 3 группе респондентов у 88 % ЖЕЛ ниже ДЖЕЛ (т. е. ЖЕЛ составляет 76 % от ДЖЕЛ). Снижение ЖЕЛ у студентов 3 группы указывает на отставание физического развития.

Результаты анкетирования выявили, что 90 % респондентов 1 и 2 группы ведут пропаганду здорового образа жизни, направленного на укрепления здоровья. У респондентов 3 группы (БВ превышает ДБВ) наблюдаются хронические заболевания дыхательной системы (21 %), эндокринной системы (21 %), пищеварительной системы (26 %). Результаты анкетирования у 3 группы также показал употребление алкоголя по праздникам (32 %); курение(48 %). У 63 % нарушен режим сна и отдыха.

По состоянию сердечнососудистой системы (ССС) студенты были поделены на 2 группы по полу, так как у всех исследоваемых студентов темп старения увеличен. Определение БВ по состоянию ССС выявило результаты: при среднем календарном возрасте (КВ) у юношей 22,3 года, их БВ достигает 30 лет, что превышает их КВ на 36 %±0,4 %. А при сравнении ВС с БВ, ВС превышает на 59,6 % ±0,2 %. У девушек наблюдается более низкий темп старения ССС по сравнению с юношами. При среднем КВ 20,4 лет, их БВ составляет 26 лет, что превышает КВ на 27.4 %. А при сравнении ВС с БВ, ВС превышает на 65 %±0,1 %.

Для вычисления БВ по ССС использовались показатели, характеризующие состояние ЦНС, вестибулярной системы, дыхательной системы, опорно-двигательной системы. Так поза Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Поддержание нормальной координации движений происходит за счет совместной деятельности нескольких отделов ЦНС. Данные исследования показали, что у 34 % студентов в группе юношей поза Ромберга не соответствует норме (равновесие нарушается в течение 15с.). У 37 % студентов наклон вперед не совпадает с нормой, что свидетельствует о пониженной гибкости позвоночника. У 15  % студентов выявлено несоответствие с нормой по обоим показателям. 14 % студентов не имеют каких-либо изменений. У девушек собранные данные показали, что у 27 % респондентов поза Ромберга не соответствует норме. У 13 % студентов наклон не соответствует норме, что показывает пониженную гибкость позвоночника. 27 % студентов показали несоответствие с нормой по обоим показателям. Остальные 33 % студентов не выявили никаких изменений по обоим показателям.

Данные спирометрии показали, что в группе юношей у 27 % ЖЕЛ ниже ДЖЕЛ (т.е. ЖЕЛ составляет 73 % ±0,39 % от ДЖЕЛ). Во 2 группе у 40 % студентов ЖЕЛ ниже ДЖЕЛ (т. е. ЖЕЛ составляет 75 %±0,83 % от ДЖЕЛ). Что указывает на отставание физического развития студентов.

Для уточнения состояния ССС нами был проведен анализ ЭКГ, который показал, что 19  % юношей 1 группы и 12 % девушек 2 группы имеют удлинение продолжительности интервала QRS и QT, что может свидетельствовать об уязвимости сердечнососудистой системы респондентов.

Выводы:

1) У 73 % студентов наблюдается значительная разница в показателях ДБВ и БВ по состоянию антропометрии, что свидетельствует об ускоренных темпах старения;

2) Результаты, проведенного исследования, выявили, что показатели БВ студентов зависит от состояния дыхательной системы, а также наличия хронических заболеваний и вредных привычек;

3) Результаты, полученные в процессе исследования сердечнососудистой, показали, меньшую скорость (темп) старения у девушек по сравнению с юношами.

4) 19 % юношей и 12 % девушек по данным ЭКГ имеются незначительнее функциональные изменения, что может свидетельствовать о некоторой не тренированности сердечнососудистой у респондентов-юношей более, чем у респондентов-девушек..