Актуальность исследования. В первые годы обучения адаптация к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию организма. Усвоение возросшего объема учебного материала в семестре и в период экзаменационных сессий в сочетании с эмоциональными переживаниями, недостаточные знания, умения и навыки здорового образа жизни, гиподинамия, слабое физическое развитие затрудняют адаптацию к учебному процессу и вызывают неблагоприятные сдвиги в организме, что приводит к ухудшению здоровья, снижению умственной работоспособности студентов [1].
Выделяются некоторые личностные качества, которые во многом обуславливают успех адаптации. Зная механизмы, закономерности развития данных качеств можно способствовать становлению более адаптированной личности, что будет способствовать развитию личности в целом, в том числе и интеллектуальности. В связи с этим огромный интерес в последнее время возникает к проблеме адаптационных способностей, в частности, к адаптационному потенциалу личности [2].
Соответственно, от того насколько успешно будет протекать процесс адаптации, будет зависеть и успешность его обучения и становления как будущего специалиста. «Общее и специальное образование для взрослых выполняет не только культурную и техническую функцию, но и помогает достижению высокой жизнеспособности и жизнестойкости человека. Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию взрослого человека – огромная сила, противостоящая инволюционным процессам»[3].
Цель исследования: выявить адаптационные возможности студентов с различными уровнями интелектульных способностей и изучить развитие адаптационного потенциала личности у студентов с высокой и низкой интелектуальностью.
Материалы и методы исследования. Изучены: основные показатели системы кровообращения: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД), масса тела (МТ), частота пульса (ЧП), возраст (В), рост, см (Р), так же результаты IQ тесты и ЭКГ этих студентов. Были обследованы студенты КазНМУ 3 курса факультета общей медицины: в общем количестве 252 студента из них 59 % девушек и 41 % юношей в возрасте от 18-27 лет.
Наиболее близким к предлагаемому является способ оценки адаптивных возможностей организма по величине индекса функциональных изменений (ИФИ), который наиболее полно отражает сложную структуру функциональных взаимосвязей, характеризующих уровень функционирования сердечно – сосудистой системы[4]. по показателям АП были выделены 4 группы: уровень адаптации удовлетворительный, напряжение механизмов адаптации, неудовлетворительная адаптация, срыв механизмов адаптации.
По различию ЭКГ (степень изменения в баллах) были выделены следующие группы: 1 – нормальная, 2 – умеренные (несущественные) изменения, 3 – не резко выраженные изменения, 4 – резко выраженные (клинические) изменения.
Интеллектуальный уровень оценивалось по наиболее распространенной методике расчета коэффициента интеллектуальности. Коэффициент интеллекта – количественная оценка уровня интеллекта человека. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты были разработаны по методу английского психолога Ганса Айзенка. Тест содержит 40 задач. У тестируемого есть 30 минут чтобы ответить на все вопросы, но не следует пытаться решить все – любой человек способен правильно решить только некоторое число из предложенных задач[6].
Результаты и обсуждение полученных днных. на основе полученных результатов был рассчитан адаптационный потенциал студентов, который показал, что срывов механизмов адаптации и неудовлетворительных показателей адаптации у студентов не были выявлены и только у 8 %±0,74 % процентов студентов величина показателя состояния напряжения механизмов адаптации быда выше нормы. Это свидетельствует о напряжении механизмов адаптации и повышением нагрузки на организм, в первую очередь на показатели кровяного давления и их ЭКГ. Изменения в результатах анализа ЭКГ характеризировались изменениями интервала QRS и QT в сторону увеличения продолжительности их интервалов.
У 92 %±0,023 % студентов уровни показателей АП оценивались как удовлетворительные. Таким образом, исслледованные представители студентов 3 курса оказались достаточно адаптированными к учебной и другим видам нагрузок их жизни в данный период обучения. Высокий уровень развития адаптационного потенциала этих студентов способствует их дальнейшему компететностному развитию, получению глубоких знаний и практических навыков для усвоения профессиональных задач и достижения ими в будущем поставленных целей.
Исследование интеллектуальные способностей протестированных студентов выявило, что у 96 %±0,57 % величина коэффициента IQ была в пределах нормальных величин: от 75 до 125. У 4 %±0,014 % студентов показатели интеллекта были более высокими, достигая в среднем уровней от 125 до 140 баллов. В то же время, 68 %±0,4 % студентов с удовлетворительным уровнем IQ были отмечены как те, кто способен учиться в университетах и 28 % имели удовлетворительные показатели, но недостаточно для образования. Не были обнаружены студенты с отстающим развитием интеллекта.
В ходе анализа данных были выявлены прямые взаимосвязи показателя, характеризующего личностный адаптационный потенциал, и показателей, характеризующих интеллектуальные способности. Снижение величины АП на фоне повышения интеллектуальных способностей у студентов может свидетельствовать о более высоких резервах адаптационных способностей организма, позволяющих успешно обучаться без стрессовых срывов.
Выводы. Можно предполагать, что такие качества как успешность в образовательном процессе, компетентность в сфере межличностных отношений, дисциплинированность, высокая мотивация к обучению, высокие интеллектуальные способности, преобладание положительного настроения способствуют развитию адаптационных способностей индивида. Студенты, проявляющие эти качества, характеризуются более высокими показателями развития адаптационных способностей на всех этапах обучения. Было установлено, что студенты с более высокими показателями развития адаптационного потенциала личности отличаются тем, что высоко ценят образование, руководствуются альтруистическими мотивами его получения, положительно относятся к вузу, своей будущей профессии.