Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностно-ори- ентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных учебных целей (Хуторской А.В.) [4].

Успешность формирования профессионально-психологической готовности у студентов и ее компонентов зависит, прежде всего, от внутреннего принятия студентами целей будущей профессии, отношения к ней. Исследования показывают, что если студенты глубоко осознали цель учебно- воспитательного процесса в вузе, внутренне приняли цели и задачи избранной профессии, то они успешно формируются как будущие специалисты. Соответственно, в

 

№ п/п

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительный диагностический признак

1

Отсутствие цели

Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие (не предполагающие промежуточных целей) требования

Плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал

2

Принятие практической задачи

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

3

Переопределение познавательной задачи в практическую

Принимает познавательную задачу, осознает ее требования, но в процессе ее решения подменяет познавательную задачу практической

Охотно включается в решение познавательной задачи и отвечает на вопросы о ее содержании; при выполнении задания ориентируется на практическую часть, не достигает познавательной цели

4

Принятие познавательной цели

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи

Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после решения задания

5

Переопределение практической задачи в познавательную

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа

6

Самостоятельная постановка учебных целей

Самостоятельно формулирует познавательные цели; цели выходят за пределы требований программы

Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

 

учебно-воспитательной работе важно добиться: у одних студентов - перерастания узких частных целей и мотивов в цели и мотивы более широкого социального значения, у других - развития умений конкретизировать общественные цели, добиваться осознания и переосмысления узколичных целей и мотивов [1, с. 292].

О. Ильченко выделила четыре категории психологических типов учащихся (со свойственными им особенностями целепо- лагания): 1) преобразователи (новаторы) - устанавливают для себя персональные кратко- и долгосрочные цели, которые находятся на более высоком уровне, чем цели, установленные другими людьми; прилагают максимальные усилия для достижения личных целей, а также создания новых знаний; 2) исполнители - устанавливают для себя краткосрочные, ориентированные на выполнение поставленных задач цели, которые соответствуют средним стандартам. В зависимости от ситуации минимизируют усилия. Прилагают усилия, чтобы получить и использовать релевантные знания; 3) конформисты - пробуют достигнуть простых, ориентированных на выполнение задач, назначенных другими людьми целей, стараются удовлетворить предъявленные к ним требования; максимизируют усилия в поддерживающих средах с безопасными условиями. Готовы прилагать усилия к воспроизводству знаний, чтобы соответствовать внешним требованиям; 4) сопротивленцы - стремятся к более низким стандартам, академическим целям более низкого уровня или же вообще не стремятся ни к каким достижениям; максимизируют или минимизируют усилия, чтобы сопротивляться достижению назначенных целей.

Хронически избегают учебы (безразличны, фрустрированны, «непослушны») [2, с. 118].

Список литературы

  1. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбо- вич. - Мн.: Тесей, 2003. - 352 с.
  2. Ильченко, О. Условия персонифицированного обучения в информационной среде / О. Ильченко // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 116-121.
  3. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
  4. Хуторской, А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. http://www.eidos.ru/joumal/2006/0822-1.htm.