Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2

Клинико-морфологическими особенностями сочетанной ко-инфекции ВИЧ/ТБ являются генерализация туберкулеза с множественной гематогенной диссеминацией микобактерий туберкулеза (МБТ) с образованием творожистого (казеозного) некроза очагов и инфильтратов в различных органах, эти морфологические изменения обнаруживаются в легких в 100 % случаев [1, 3, 4, 5, 6, 7]. Одним из основным механизмов гибели клеток в сочетании туберкулеза и ВИЧ-инфекции является апоптоз [2]. Несмотря на значительное число исследований, посвященных регуляции апоптоза, анти-апоптотические механизмы в иммунных клетках легких при сочетанной инфекции ВИЧ/ТБ остаются малоизученными.

В настоящее время изучение механизмов клеточной гибели при двойной инфекции сохраняет свою актуальность, и представляют большой научный и клинический интерес, так как результаты могут быть использованы в профилактике и в лечении сочетанной патологии ВИЧ/ТБ. Полученный материал окрашивали гематоксилином и эозином, иммуногистохимическое (ИГХ) исследование с целью определения экспрессии иммунореактивного материала (ИРМ) к Вс1-2 проводили с использованием крольчих моноклональных антител фирмы Spring Bioscience. Визуализацию проводили с помощью непрямого иммунопероксидазного метода с высокотемпературной демаскировкой антигенов, исследование микропрепаратов проводили на микроскопе «Micros» (Austria), производили микрофотосъемку цифровой фотокамерой «Olympus» (Japan).

При оптической микроскопии, обнаруживалась изменения в легких, характеризовавшихся наличием значительного количества гранулем туберкулоидного типа с массивными фокусами сливных казеозных некрозов окруженных незначительным количеством малых лимфоцитов единичными гигантскими многоядерными клетками Пирогова-Лангханса и различных по величине фокусов казеозного некроза, выявлялись зоны формирующегося продуктивного воспаления, представленные очагами лимфогистиоцитарной инфильтрации, локализованными чаще в периваскулярных отделах. Отмечались очаги слабовыраженной фибробластной реакции вокруг воспалительных инфильтратов.

При использовании моноклональных антител к Вс1-2 в легких вне зон воспалительного инфильтрата отмечалась выраженная и резко выраженная (3–4 балла) цитоплазматическая экспрессия иммунореактивного материала (ИРМ) в лимфоцитах, альвеолярных макрофагах, гранулоцитах, эпителиальных и эндотелиальных клетках. В зонах специфического воспаления отмечена слабовыраженная (1 балл) экспрессия ИРМ. Таким образом, выявленная нами полиморфная экспрессия Вс1-2 в различных зонах воспалительных инфильтратов легких при ВИЧ/ТБ ко-инфекции свидетельствует об активации анти-апоптозных механизмов вне зон казеозного некроза.