Данным ученым выделено 14 направлений (оснований) для классификации педагогических целей.
1.Масштаб (цели стратегические, тактические, оперативные).
2. Степень общности (цели общие, частные).
3. Признак взаимодействия сторон педагогического процесса (цели субъект- субъектные, субъект-объектные, объект- субъектные, объект-объектные).
4. Направленность педагогического процесса (цели образовательные, воспитательные, развивающие).
А. образовательный аспект целеполагания:
5. Принадлежность к предметной области (образовательные цели, лежащие в области базовой учебной дисциплины; общенаучные цели; общеучебные цели; цели, лежащие в области других учебных дисциплин).
6. Содержание образования (цели знаниевые, цели репродуктивной деятельности; цели творческо-преобразовательной деятельности; цели эмоционально-оценочного отношения к действительности).
в. воспитательные аспект целеполагания:
7. Направления воспитания (цели нравственные, экономические, экологические, физические, эстетические, мировоззренческие, умственные, трудовые).
8. Ценности общечеловеческого характера (по В.А. Караковскому: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек).
С. Психологический аспект целеполагания:
9. Физиологические функции (движение, действие, деятельность).
10. Мотивы деятельности (успех/неуспех, уровень притязаний, уровень достижений).
11. Вид деятельности (игра, учение, труд).
12. Продукт деятельности (знания, умения, навыки, привычки).
13. Речь (вербальная, невербальная).
Д. развивающий аспект целеполагания (блок развивающих целей):
14. Направления развития личности (соб- ственноличность,индивидуально-типологи- ческие особенности, эмоционально-волевая сфера, познавательные процессы).
Цели развития личности: направленности; потребностей; системы управления.
Цели развития индивидуально- типологических особенностей: способностей; темперамента; характера.
Цели развития эмоционально-волевой сферы: воли; чувств.
Цели развития познавательных процессов: внимания; ощущения; восприятия; памяти; мышления; воображения.
В § 3 «Система педагогических целей» А.А. Шаповалов пишет: «...классифицируя по самым разным основаниям образовательный, воспитывающий и развивающий компоненты целостного педагогического процесса, можно построить очень ветвистое дерево педагогических целей. Это дерево должно стать для педагога основой научного планированиявсегоучебно-воспитательного процесса». Однако, следует иметь ввиду, что «...Предлагаемый вариант построения системы педагогических целей один из множества возможных».
«Проведенная выше классификация педагогических целей не является достаточной для организации работы с ними. Классификация позволила выделить группы целей и направления для целеполагания внутри этих групп. Но сами группы целей пока остались неупорядоченными. В силу этого, пока осталось неясным, по каким каналам, в каком направлении необходимо двигаться при осуществлении целеполагающей деятельности.
Пока остался неясным и вопрос о том, является ли само количество вариантов направлений целеполагания в рамках разрабатываемой таксономии бесконечным или же оно хoтя бы теоретически ограничено и просчитываемо?». Для ответа на поставленные вопросы А.А. Шаповаловым предлагается модель, приводящая педагогические цели в систему.
Список литературы
-
Шаповалов А.А. Педагогические цели и пути их достижения / А.А. Шаповалов. -Барнаул: Изд-во БГПУ , 2004. - 79 с.