Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Профилактическая роль гигиены полости рта убедительно доказана в современных исследованиях. Так в исследованиях Федорова Ю.А. отмечено, что у школьников, регулярно чистивших зубы, было в два раза меньше кариозных зубов. При анкетировании, проводимом во время амбулаторного приема, установлено, что регулярно проводят профилактические гигиенические мероприятия не более 40 % обследованных.

В своих исследованиях (Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. и др.) рекомендуют вовлекать родителей в обучение детей, так как в этом возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта. Установлено, что именно приобретённые в этом возрасте навыки становятся особенно прочными и усвояемыми на всю жизнь. И самое главное, в этом возрасте закладываются основы формирования личности. В исследованиях Л.М. Лукиных отмечено, что этапы развития формирующейся психики ребёнка можно разделить на моторный (длится до года), сенсомоторный (с 6 месяцев и до 6–7 лет), аффективный (с 6 месяцев до 6–7 лет, формирование индивидуального сознания), рассудочный (с 12-летнего возраста – одновременно понимая важность и необходимость проведения профилактики).

Следует отметить, что знакомство с элементами гигиены полости рта ребёнок может получать в семье в 1 год и 6месяцев и закреплять в младшей ясельной группе (2-3года). Очевидно, что как ребёнка обучат в детстве, какие привьют ему навыки, так он и будет относиться к уходу за своими зубами.

Цель исследования. Разработать алгоритм организации проведения гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Первым этапом гигиенического обучения первой младшей группы (2–3 года) является изучение эпидемиологической ситуации в этой группе. Изучается распространённость и интенсивность заболеваний твёрдых тканей зубов, структура заболеваемости в данной возрастной группе, проводится анкетирование родителей. Следует отметить, в разработанной анкете должны быть вопросы, отражающие знания родителей о гигиенических навыках полости рта самих родителей, о режиме питания ребенка, диете ребенка и о значение гигиены полости рта для здоровья ребенка. Проводится статистическая обработка полученных данных, результаты докладываются на родительском собрании. Стоматолог на основании полученных данных говорит о критериях стоматологического здоровья по рекомендации ВОЗ. Основная цель занятия – убедить родителей, что правила гигиены должны прививаться в семье.

В группе необходимо создать уголок гигиены, где собраны все атрибуты по уходу за телом и полостью рта для занятий и проведения игр (зубные щётки-детские, зубные пасты-детские, стаканчик для ирригации полости рта, мыло жидкое, шампунь, полотенце, зеркало и т.д.). Итог работы будет выражаться в самостоятельном выполнении полученных знаний.

Воспитатель организует занятия с детьми по гигиене полости рта, совместно с родителями. Занятие проводит старшая медицинская сестра и врач стоматолог. Контроль над гигиеной полости рта осуществляет старшая медицинская сестра каждые 10 дней. Дошкольное учреждение несёт профессиональную гражданскую ответственность по организации гигиенического воспитания за детьми.

При проведении санитарно-просветительной работы среди родителей, необходимо уделить внимание своевременному выявлению и устранению факторов риска, способствующих возникновению заболеваний органов полости рта у детей.

Тактика врача-стоматолога при выявлении фактора риска должна включать следующие мероприятия: консультацию и лечение ребенка у ЛОР – специалиста. Консультация и лечение ребенка у педиатра необходима при нормальной проходимости носовых путей и наличии признаков аллергоза дыхательных путей и бронхолегочных заболеваний.