К сожалению, правовой нигилизм является весьма распространенным явлением в различных сферах общественной жизни. В данной работе мы остановимся на проблемах правового регулирования трудовой миграции, где правовой нигилизм проявляется особенно часто. Ранее сложившаяся практика привлечения иностранной рабочей силы в России свидетельствовала о том, что этот процесс недостаточно контролировался государственными структурами и имел стихийный характер. Специалисты отмечают несколько проявлений этого: несоответствие заявленных кадров вакансиями в списках приезжающих специалистов; слабый контроль над пребыванием иностранных мигрантов на территории страны, в том числе в вопросах соблюдения ими и в отношении них российского законодательства, норм международного права, а также санитарных и социально-бытовых условий в местах их временного проживания; повышение преступности; опасные инфекционные заболевания, разносчиками которых являются около 15 % процентов трудовых мигрантов. Все это привело к следующим проблемам: «выпадающие доходы» за использование иностранных работников, неуплаты налогов и платежей в социальные внебюджетные фонды, способствующие вывозу из страны капитала; «теневой» оборот финансовых средств, который используется для финансирования преступной деятельности (международный терроризм, торговля оружием, незаконный оборот наркотиков); неконтролируемые потоки мигрантов, представляющие угрозу государственной безопасности; отсутствие финансирования на создание центров депортации; возрастание преступности как по отношению к незаконным мигрантам, так и со стороны самих незаконных мигрантов. Все это влекло за собой появление нигилистических мировоззрений со стороны работодателя, работника и компетентных органов государственной власти.
В России был принят ряд нормативно- правовых актов, соответствующих международным правовым нормам, которые регулируют основные вопросы миграции: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115 ФЗ (в ред. от 23.07.2008) «О правовом положении иностранных граждан в РФ»; Федеральный закон от 18.07.2006 № 109- ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»; Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 (в ред. от 02.09.2008) «Вопросы федеральной миграционной службы»; Указ Президента РФ от 21.03.2007 № 403 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам государственного управления в области миграционной политики»; Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 № 836 «Об утверждении на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности». Целями принятия таких актов было введение принципиально новых механизмов регулирования отношений с участием иностранных граждан, а также устранение незначительных юридико-технических недостатков в законодательстве о положении иностранных граждан в РФ, что не могло не способствовать и преодолению правового нигилизма. Однако констатировать решение всех рассматриваемых проблем в сфере трудовой миграции пока рано.