В Конституции Российской Федерации отсутствует упоминание о конституционных (уставных) судах субъектов РФ. Законодательное регулирование данного вопроса осуществлялось в Конституциях и законах республик. А впервые на Федеральном уровне они были признаны федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (в ред. от 05. 04. 05), которым они были включены в судебную систему Российской Федерации в качестве судов субъектов Федерации.
К компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации относится:
- рассмотрение вопросов соответствия Конституции (уставу) субъекта Федерации законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления;
- они дают толкование Конституции (уставу) субъекта Федерации;
- рассматривают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ, а также споров с участием органов местного самоуправления;
- разрешают жалобы граждан и юридических лиц на правонарушающее законодательство РФ и субъектов РФ;
- участвуют в рассмотрении дел о конституционной ответственности, то есть о досрочном прекращении полномочий высших должностных лиц субъектов РФ.
Вместе с тем, вопрос об отнесении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации к осуществлению правосудия относится к числу дискуссионных. Так, одни ученые считают, что их деятельность не охватывается понятием правосудия. Другие, напротив, полагают, что и они призваны осуществлять правосудие.
Нам представляется более правильной последняя позиция, о чем, например, свидетельствуют ряд решений Конституционного Суда РФ, принятых в связи с применением отдельных норм уголовно-процессуального, гражданского, административного, таможенного законодательства.
Вместе с тем, нельзя не обратить внимание, и на специфику правового статуса Конституционного Суда, отличающего его от других судов. Прежде всего, Конституционный Суд осуществляет специализированный конституционный контроль и дает официальное толкование Конституции Российской Федерации. Его решения являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения. Они также действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Особенностью решений Конституционного Суда является и его непреодолимость. Так, в КЗ Конституционном Суде прямо установлено, что преодолеть юридическую силу постановления о признании акта неконституционным повторным принятием этого же акта нельзя.
Принятое Конституционным Судом решение непреодолимо и для самого Суда, поскольку с момента провозглашения решения он может вносить в него только исправления допущенных неточностей, не меняя при этом содержания самого решения. Даже руководствуясь ст. 73 ФКЗ, регламентирующим порядок его функционирования, Конституционный Суд может только корректировать либо изменять правовые позиции, выраженные в ранее принятых решениях, но сами эти решения пересмотру не подлежат.
Таким образом, как справедливо отмечается в литературе, Конституционный Суд Российской Федерации, отнесенный Конституцией к органам судебной власти, по своему правовому статусу коренным образом отличается не только от других судов, но и от всех других государственных органов. Он занимает особое место в системе властных институтов как специализированный орган судебного конституционного контроля, и осуществляет свою деятельность в строго очерченных рамках конституционного судопроизводства. Эти властные полномочия черпают свою силу из верховенства Конституции Российской Федерации и направлены на установление и поддержание единства конституционной законности на всей территории России.