Россия всегда славилась стремлением к образованности. Сейчас наша страна переживает не лучшие времена, но перелом, на наш взгляд, наступил. Российские вузы становится привлекательнее. Система высшего образования объединяет 607 государственных и 358 негосударственных вузов, в которых обучается 4,7 млн человек. Преподавательский состав государственных вузов включает 265 000 человек, из которых 153 000 – специалисты высшей квалификации (кандидаты и доктора наук). В негосударственных вузах занято более 42 000 преподавателей [7].
Россия намеревается занять достойные позиции научного потенциала, подтверждая его фундаментальность и практико-ориентированность. Такой оптимизм внушает новый импульс в связи с принятием Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008–2015 годы» [5].
Важным показателем, отражающим международное признание и конкурентоспособность любого вуза на мировом рынке, является количество иностранных студентов, обучающихся в нем. В мировой конкурентной борьбе за лучшие умы Россия по некоторым направлениям в числе лидеров.
Приведем слова главы Россотрудничества Глебовой Л.: «Не может не радовать, что на фоне непростой политической ситуации в мире интерес к гуманитарному сотрудничеству только растет. Мы получили 16 тыс. заявок на текущий учебный год из 160 стран, поэтому и попросили увеличить квоту. Для нас важно, что выпускники хороших вузов у себя на родине становятся известными врачами, влиятельными бизнесменами, даже министрами. И такой человек всегда будет хорошо относиться к России» [6]. Современные условия востребованности специалистов - это суперкачество подготовки, новые специальности, все больше программ «бакалавриат» и «магистратура» и сопровождение передовых научных исследований практическими занятиями, т.е. единство науки и обучения, что позволяет непосредственно передавать научные знания на лекциях и семинарах студентам. Очевидно, что это невозможно без развития прикладных наук, наукоемких технологий, связанных с коммерциализацией фундаментальных знаний, представляющих собой гигантский рыночный ресурс. В этой связи и система образования должна усилить практико-ориентированное содержание.
Российское фундаментальное образование создавалось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс в системе общего и профессионального образования строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической триадой «Знания – умения – навыки». Но изучение послевузовской практики выпускников выявило, что в рыночных условиях помимо знаний востребованы умения применять их на практике. В 2001 году в журнале «Народное образование» появилась статья «Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван?», где академик А. Новиков говорит: «Что знает Иван, уже знает Джон, а что умеет Джон, еще не умеет Иван» [3]. По данным разных исследований, выпускники российских высших учебных заведений показывают очень высокие результаты по критериям «знание» и «понимание» и уступают западным коллегам в практико-применяемости теоретических знаний.
Одно из важнейших преимуществ, на наш взгляд, в мире образованности представляют не только когнитивные способности, но и социальные умения вроде убеждения в возможности приспособиться и изменяться вместе с ситуацией. Речь идет не только о новом самосознании в области уровня образованности, но о межкультурной компетентности и культурологической информированности студентов вуза.
Гуманитарные науки в последнее время находятся под угрозой вытеснения, как, якобы, не дающие конкретных результатов, в пользу естественнонаучных и технических отраслей. А истинная причина кризиса знаниевой парадигмы лежит глубже, а именно, в существующем сегодня противоречии между укладом профессионального образования и современным бизнес-подходом. Работники гуманитарных отраслей несут на своих плечах огромные преподавательские нагрузки, готовя, в основном, будущих учителей. По словам Вильгельма фон Гумбольдта, одного из братьев, чье имя носит Берлинский университет, величайшего немецкого филолога и языковеда, «гуманитарные науки должны составлять ядро высшей школы, понимаемой как универсальная, и призванной не только передавать знания, но и готовить людей, имеющих свое суждение» [1]. И, несмотря на триумфальное шествие естественных наук, идеал гуманитарного образования сохранил свое значение. Гуманитарные науки для общества высоких технологий - путь к улучшению знания других культур и умению строить на этой основе взаимоотношения. Полагаем, что дело не в том, как человек движется, а в том, что им движет. Инициатива сегодня принадлежит молодым и хорошо образованным людям со знанием иностранных языков, они чувствуют, что могут изменить ситуацию, оказывать влияние на изменения в мире, на социальный порядок.
Российским Правительством, Министерством образования и науки РФ предпринимаются конкретные шаги в этом направлении. Постановлением Правительства РФ № 36 от 21.01.2005 г. утверждены «Правила разработки и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования» [3], предусматривающие участие в их разработке работодателей. Приказом Министерства образования и науки России № 152 от 30.11.2004 г. создан Совет по государственным образовательным программам профессионального образования, в состав которого введены представители объединения работодателей. Наиболее важным моментом здесь является разработка работодателями Квалификационных требований к специальностям, которые будут учитываться в создании стандартов третьего поколения, что обсуждалось затем и в ходе работы VIII съезда Российского союза ректоров, 8–9 июля 2006 года. Было также подписано Соглашение о стратегическом партнерстве между Российским союзом ректоров, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палатой РФ, в котором были достигнуты договоренности, с одной стороны, об участии работодателей в разработке вузовских программ, чтобы они стали практико-ориентированными, с другой стороны, об участии бизнес-сообщества в финансировании высших учебный заведений.
Выполняя положения «Повестки 21-го века», в поддержку практико-ориентированности образования, 57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, объявила десятилетие (2005–2014 гг.) декадой Образования для устойчивого развития [1]. Ведущей организацией Декады, как известно, является ЮНЕСКО. Образование для устойчивого развития – это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств – знаний, умений и навыков, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, качеств личности, компетентностей, обеспечивающих постоянное повышение качества жизни. Концепцией модернизации российского образования предусмотрено создание механизма устойчивого развития. Поставлена задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности, что предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности.
Решение этой задачи предполагает большее внимание упреждающим образовательным и жизненным установкам школьников. И вузы проводят активную профориентационную работу в довузовских образовательных учреждениях. В системе высшего образования существует несколько подходов к практико-ориентированному образованию:
– практико-ориентированное образование с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью привести в соответствие его представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознания собственной роли в социальной работе;
– внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения и создание психолого-педагогических условий для их эффективной реализации, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности;
– междисциплинарную связь практико-ориентированного образования с использованием возможностей профессионально направленного изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Для осуществления эффективного практико-ориентированного образования необходим комплексный деятельностно-компетентностный подход, т.к., как показывает практика преподавания, формирование профессиональных компетентностей ускоряется, опираясь на практико-ориентированный опыта деятельности, определяемый методами компетентностного подхода, ориентированного, прежде всего, на достижение конкретных результатов, приобретение значимых компетенций. Деятельностный подход направлен на организацию процесса обучения, технологий практико-ориентированного образования, целью которого является профессиональная компетентность. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.
Практико-ориентированность обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов преследует цель овладения ими лингво-культурологической и межкультурной компетентностями, позволяющими им использовать иностранный язык как средство межкультурного общения в своей профессиональной деятельности (чтение научной и профессиональной литературы, навыки оформления документов на иностранном языке, навыки разговорной речи, реферирование, аннотирование текстов профессиональной направленности, доступность информации в иноязычных источниках.
Проводимая нами в течение многих лет преподавательская работа ‒ пропаганда знания иностранного языка, в нашем случае немецкого, включающая культурологический аспект. Знакомство с известными личностями ‒ писателями, поэтами, журналистами ‒ изучение их трудов, наиболее привлекательных для современных студентов, переводы текстов с русского языка на иностранный и с иностранного на русский, сравнение собственных подстрочных и художественных переводов с работами профессиональных переводчиков открывает для обучающихся новые возможности пополнить свои мировоззренческие знания, расширить кругозор и одновременно овладеть на определённом уровне иностранным языком, приобрести навыки, формирующие у них способность:
1) самостоятельно накоплять знания (элемент самообразования);
2) извлекать интересующую информацию из объёмного материала и классифицировать все ценностные моменты изучаемого материала (ценностный подход);
3) распознавать важное из множества второстепенного (многомерное освоение учебного материала);
4) проявить интерес к работе с преподавателем и без него (элемент самовоспитания);
5) осознанно и грамотно их анализировать и уметь принимать решение об их приемлемости или осуждении (опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением);
6) развивать коммуникабельность, необходимую в профессиональной работе и полезную в повседневной жизни (формирование личностной рефлексии).
Достижению указанной цели будет способствовать создание комплексной системы практико-ориентированных технологий обучения иностранному языку.
Мы придерживаемся вполне обоснованного, на наш взгляд, подхода к текстам из классической литературы как собранию истинных гуманитарных ценностей общечеловеческого масштаба, источнику духовной и интеллектуальной координации содержательной информации о жизни общества в целом и отдельных личностей. Ценностно-содержательное качество обеспечивается, прежде всего, соотношением лингвистических, эмпирических, ценностно-нравственных практико-ориентированных знаний. Стимулирование когнитивной активности студента, как субъекта учебно-воспитательной деятельности в процессе иноязычной подготовки в неязыковом вузе, мы рассматриваем в качестве общей цели. Обеспечение же функционируемости образовательного процесса в практико-ориентированном направлении определяется как специфическая цель.
В 2011 году Российская система высшего образования перешла на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, одной из отличительных особенностей которых в сравнении со стандартами второго поколения является отсутствие жестких требований к содержанию подготовки. Раздел стандарта, включающий требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы (ООП), заменен разделом, описывающим требования к структуре ООП. Для описания результатов освоения ООП используется перечень общекультурных и профессиональных компетенций.
Интерактивные методы обучения и образовательные технологии в свете изучения иностранных языков направлены на повышение собственной активности студентов и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности и реализации вариативной части образовательной программы, содержание которой определяется в соответствии с определенным профилем подготовки (презентации, написание рефератов, эссе, переводческих упражнений, заданий, требующих от студентов разных вариантов применения коммуникативных умений и навыков). Они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в текстовых или реальных ситуациях; интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении обучающих задач что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов, дает эмоциональный толчок к увлеченности иностранным языком, стимулирует их заинтересованность, и процесс обучения становится более осмысленным.