Что способствует развитию интеллекта? В какой степени тот или иной человек способен к познанию?
Художественный фильм «Область тьмы» режиссера Н. Бергера (США, 2011 г.) рассказывает фантастическую историю некого господина Моро, у которого оказались пилюли, способные активизировать работу мозга практически на всё 100 %. Перед ним открылись невероятные возможности познания, но когда действие «допинга» прекращалось, он снова превращался в обычного человека со средним уровнем интеллекта. Это чудо-лекарство становится для него, своего рода наркотиком, без которого уже ему не жить. За каждым новым знанием для него открывались границы еще непознанного.
Познание – есть процесс интеллектуальной, творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы действий. Познание процесс избирательного действия, т.е. всё знать невозможно. Еще в античности был поставлен вопрос о сущности познания, было указано на два источника познания – чувства и разум, их гармония и предполагала мудрость, согласно Сократу. Для современной философии, прежде всего герменевтики, познание неотъемлемо от понимания. Понимание – это процесс поиска смыслов, движение к истине, это диалог личностей, текстов, культур. Понимание всегда происходит в общении людей, а осуществляется в «стихии языка».
Феномен познания в том, что в познании всегда содержится оценка, которая опирается на предыдущее знание и опыт. Таким образом, любая мысль есть результат суммы нескольких идей.
Так каковы же факторы, влияющие на интеллектуальные способности?
1. Физиологически здоровый мозг (отсутствие травм, инсультов и т.д.).
2. Нормально функционирующая центральная нервная система (ЦНС).
3. «Идолы рода» (Ф.Бэкон), в данном контексте – это тот интеллектуальный, физиологический, генетический базис, который человек получает от родителей.
4. Мотив («жажда знаний»). При этом высшим мотивом является получение наслаждения от самого факта познания.
5. Внимание (интенция), концентрация. Способность полностью сосредоточиться на объекте познания.
6. Память. Точность, быстрота запоминания и забывания, объем запоминаемой информации.
7. Скорость обработки информации, чем быстрее обрабатывается информация, тем больше возможностей для анализа данных, их классификации, и выхода на результат.
8. Способность к логическому мышлению. Владение методами: индукции и дедукции, анализа, системности, моделирования, аналогии и др.
9. Гибкость, умение быстро сориентироваться в ситуации, найти пути её решения в нескольких плоскостях, уметь адаптироваться в предложенных обстоятельствах.
10. Творческий подход. Творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека, проявление индивидуальности, выражение интегральной работы всех функций человеческого мышления и его чувственной сферы. Не следует «идти» протоптанными дорогами, надо найти свой уникальный «путь». Важна оригинальность мышления, всплеск интуиции. Посредством творчества познание выходит на свою высшую ступень, становится «интеллектуальным искусством».
Предложенный анализ факторов, влияющих на интеллектуальные способности Личности, не являются безусловными, это субъективный взгляд. Кроме того, невозможно объяснить через них гениальность. Гений рушит все стереотипы познания, преодолевает устаревшие догмы, творчески переосмысливает факты и события. В гении заложена особая способность к саморазвитию, своего рода «иррациональное озарение», дар инвариантности, потенциал в случайности найти закономерность. Чтобы родилась идея, мозгу необходимо генерировать ее. Мозг, лишенный способности генерировать идеи, обречен лишь на повторение. Гений – всегда генератор идей, создатель нового.
Проблема познавательных способностей с каждым днем обретает всё большую актуальность. Современный человек замкнут в «информационном круге».
А способен ли каждый человек, в силу своего интеллекта, понять и осознать происходящее в мире высоких скоростей и высоких технология? Что он должен знать? Что значит знать?
Доминирование, так называемого «клипового мышления», ведет к поверхностности знаний. Человек мыслит фрагментами жизни, без связей и закономерностей, тем самым падает уровень интеллекта в целом. Объективность истин ставится под сомнение.
Важно осознать проблему, её решение, прежде всего, в творческом потенциале Личности, оригинальности, системности мышления, умении и желании учиться.