Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1, 2
1
2

Одна из концепций модернизации современного образовательного процесса в нашей стране предполагает выработку способностей творческого мышления в рамках изучаемой дисциплины, а также практических навыков в использовании полученных знаний [1]. Физика, как известно, изучается студентами на 1–2-м курсах технического вуза. Основной задачей этого предмета является не только овладение базовыми понятиями и законами, слагающими основу обсуждаемой дисциплины, но и выработка творческого подхода к полученным знаниям, приобретение способности к самостоятельному логическому мышлению, дающему возможность анализировать и обобщать фактический материал и, в конечном счете, самостоятельно применять полученные знания в новых ситуациях [2]. Практика показывает, что абитуриенты, поступающие в технические вузы, далеко не всегда в полной мере владеют основами физики в объеме школьной программы. В особенности это касается специальностей, не требующих обязательной сдачи ЕГЭ по физике, (например, для поступающих на ФИРТ). Положение усугубляется также невозможностью своевременного исправления ситуации из-за существенного сокращения времени, связанного с введением для ряда специальностей двухсеместрового курса физики [3].

Целью настоящего исследования является анализ динамики семестровой успеваемости по физике и ее взаимосвязи с итоговой оценкой на зимней экзаменационной сессии 2014–2015 учебного года на примере одной из групп первого курса факультета ИРТ Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ), проходящей обучение по программе двух семестров. В представленной ниже таблице указаны результаты трех семестровых самостоятельных работ (СМ), итоговый рейтинг (ИР) и оценка на экзамене. Итоговый рейтинг формировался на основе бально-рейтинговой системы УГАТУ [4], а также учитывал своевременность и корректность выполнения студентами самостоятельных заданий. Необходимо отметить, что из 32 студентов списочного состава группы 13 не были допущены к экзамену из-за задолженностей по лабораторному практикуму и поэтому в таблицу не включены (а это – потенциальные «двоечники»).

Полученные результаты показывают, что, несмотря на отдельные случайные отклонения как в худшую (студенты № 4 и 19), так и в лучшую (студенты № 5, 8 и 13) стороны, общий тренд подтверждает взаимозависимость семестровой успеваемости и оценки на сессии. При этом основная причина относительно невысокой успеваемости у данной группы обусловлена низким уровнем школьной подготовки по физике.

Основной путь решения проблемы связан с повышением требований к уровню знаний абитуриентов. Для этого представляется необходимой организация собственных вступительных испытаний в вузе. И (или) необходимость наличия сертификата о сдаче ЕГЕ по физике, который с абитуриентов, поступающих на специальности факультета ИРТ, сейчас не требуется.

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках базовой части госзадания образовательным организациям высшего образования.

Результаты семестрового и сессионного контроля знаний по физике одной из групп факультета ИРТ УГАТУ в зимней экзаменационной сессии 2014–2015 учебного года

№ п/п

СМ-1

(из 7 баллов)

СМ-2

(из 5 баллов)

СМ-3

(из 10 баллов)

ИР

(из 20 баллов)

Оценка на сессии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

4

5

2

2

3

3

1

2

1

2

2

0

6

2

3

1

2

2

4

3

3

4

3

2

0

2

3

3

4

2

0

4

3

4

2

4

1

4

3

1

8

2

2

7

8

8

2

7

5

5

1

7

4

8

9

4

11

6

5

1

3

8

11

10

4

0

18

7

8

3

9

10

Удовлетворительно

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Хорошо

Хорошо

Хорошо

Отлично

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Удовлетворительно