Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В статье обсуждаются некоторые особенности целеполагания и целедостижения на примере организации самостоятельной работы студентов специальности «Приборостроение» Института высокоточных систем и комплексов им. В. Грязева Тульского государственного университета.

Одной из важных тенденций современного высшего образования, как уже отмечалось ранее [1, 2], является необходимость представления лекционного материала в виде презентаций и анимированных демонстрационных экспериментов, а также необходимость расширения самостоятельной работы студентов вследствие уменьшения количества аудиторных занятий и одновременного возрастания требований к подготовке.

При организации самостоятельной работы студентов можно выделить следующие ключевые моменты:

1. При постановке задачи студентам важным условием является высокая степень конкретности и детализации задачи. Необходимо показать примеры решения задач, подобных поставленной, поскольку прежде, чем требовать выполнения работы надо дать инструмент для ее выполнения.

2. Важно возбудить интерес к поставленной задаче, указав на практическое применение рассматриваемых явлений, приборов, устройств.

3. Корректировка направления работы в процессе ее выполнения: даже при исходной тщательной постановке задачи в силу недостаточного багажа накопленных знаний у студента возможны ошибки и неправильное понимание задачи.

4. Предоставление достаточных сроков для выполнения самостоятельной работы.

5. Публичное представление работы перед группой с организацией защиты работы, разбор ошибок и неполноты представления материала.

Эффективность предлагаемого плана организации самостоятельной работы можно показать на следующем примере.

В связи со значительным уменьшением материала, отводимого на аудиторное изучение дисциплин, по курсу «Электроника и микропроцессорная техника» в разделе «Цифро-аналоговые преобразователи» (ЦАП) на лекции подробно разбирается принцип работы одного типа ЦАП. Показываются примеры его использования в различных устройствах, в частности, в составе цифровых регуляторов громкости современной бытовой аппаратуры. В качестве самостоятельной работы каждому студенту предлагается на выбор сделать доклад по какому либо другому виду ЦАП, причем каждому студенту – свой вид. На предварительную подготовку презентации (3–4 слайда) отводится одна неделя, после чего студенты показывают преподавателю свои презентации для корректировки направления работы, содержания презентации, представления и ошибок. Еще через неделю каждый студент докладывает материал перед группой, отвечает на вопросы одногруппников и преподавателя по материалу доклада. По результатам доклада группа каждому докладчику выставляет оценку с ее обоснованием преподавателю.

При выдаче задания особо подчеркивается, что время доклада жестко ограничено, и если студент не уложился в отведенное время, работа не засчитывается. Это стимулирует студента выделить главное в материале и тренироваться в докладе.