Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Проблема свободы и ответственности – одна из ключевых в экзистенциальной психологии. Именно в подростковом возрасте человек впервые переживает свою свободу не только ситуативно, но в контексте всей своей жизни, где чувство реальности собственного Я дает человеку достоинство и уверенность в наличии у него своего места среди людей.

Один из парадоксов подростничества – несоответствие потребности подростка в свободе и степени доступной ему ответственности. Разумеется, соотношение свободы и ответственности должно быть по силам подростку как по его психическим, так и по физическим возможностям. Если родители не дают подростку свободы и не требуют ответственности, он не стремится стать взрослым.

Под нашим руководством было проведено исследование с целью выявить представление о понимании свободы и ответственности в подростковом возрасте. Предмет исследования: гендерные особенности понимания свободы и ответственности в подростковом возрасте. Гипотеза заключалась в том, что существуют отличия в понимании свободы и ответственности у подростков различного пола.

В трактовке ключевых понятий исследования мы придерживались точки зрения Д.А. Леонтьева, рассматривающего свободу как разновидность активности, которая контролируется в каждой своей точке, а ответственность, как осознание способности выступать причиной изменений в себе и в мире и осознанное управление этой способностью [1; 2].

В качестве испытуемых выступили 60 подростков в возрасте 14–16 лет, среди которых 30 мальчиков и 30 девочек. В эмпирическом исследовании применялись методики: опросник «Шкала экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер, модифицированная нами методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, как измерительная процедура для оценки значений, а также разработанная нами анкета, направленная на выявление у испытуемых осознанного понимания значимости понятий свободы и ответственности в реальной жизни и умения действовать сообразно нравственным законам человеческого существования. Для выявления различий между выборками был использован критерий t-Стьюдента для независимых выборок.

Данные, полученные по методике «Шкала экзистенции», показали, что и у мальчиков, и у девочек преобладает средний уровень показателя «Свобода» (F) (способность принимать решения) – 56,7 и 43,3 % соответственно. Это значит, что испытуемые характеризуются определенностью и ясностью в формировании суждения и принятия решения. Математические расчеты показали (tЭмп = 0,1), что между мальчиками и девочками по способностям находить реальные возможности действия и создавать из них иерархию в соответствии с их ценностью (и таким образом приходить к персонально обоснованному решению) нет существенных различий.

По данным субшкалы «Ответственность» у подростков мужского и женского пола преобладает показатель «Сдержанность» – соответственно 33,3 и 40 %. В целом, преобладают средние, выше среднего и высокие показатели: доводить принятые решения до конца, обязательности перед кем-то, уверенности в правильности своих действий. Математические расчеты показали (tЭмп = 1,8), что эмпирическое значение находится в зоне незначимости.

Обобщая эти, а также данные, полученные по шкале «Экзистенциальность», можно заключить, что между подростками мужского и женского пола по способностям ориентироваться в окружающем мире, принимать решения и ответственно воплощать их в жизнь, существенных различий не выявлено.

Обработка данных, полученных при анкетировании испытуемых показала, что при ответе на вопрос «Считаете ли вы себя свободным человеком?» подростки (как мальчики, так и у девочки) ответили утвердительно, что соответствует данным, полученным по методике «Шкала экзистенции» (субшкала «Свобода»). Отвечая на вопрос «Считаете ли вы себя зависимым от чего-либо?», подавляющее большинство мальчиков (73,3 %) ответили отрицательно. У девочек этот процент оказался гораздо ниже – 40 %, в то же время одна треть девочек затруднились ответить на этот вопрос. При ответе на вопрос «Считаете ли вы себя ответственным человеком?» большинство мальчиков и девочек ответили утвердительно, что соответствует данным, полученным по методике «Шкала экзистенции» (субшкала «Ответственность»). Испытуемым также было предложено ответить на вопрос «Можно ли поставить знак равенства межу понятиями «свобода» и «ответственность?» Большинство мальчиков (53,3 %) ответили утвердительно. Что же касается девочек-подростков, то большинство из них, также чуть более половины (52 %) ответили отрицательно и почти одна треть из них (30 %) затруднились ответить на этот вопрос.

Ответы испытуемых на вопрос «Чем, на ваш взгляд, определяется поведение человека?», распределились следующим образом. 46,7 % девочек ответили – собственным выбором, 30 % – обстоятельствами, 13,3 % – окружающей средой и 10 % предложили свои варианты ответов – образованностью, наличием самообладания, воспитанием и др. Большинство мальчиков (56,7 %) ответили, что поведение человека определяется окружающей средой, 23,3 % – обстоятельствами и 20 % – собственным выбором.

Мы поинтересовались у испытуемых, что значит для них свобода. Для 40 % девочек и 43,3 % мальчиков свобода – это возможность делать выбор, для 26,7 % девочек и 30 % мальчиков – это возможность отстаивать свое мнение, для 20 % девочек и 10 % мальчиков – независимость от общества.

Как видим, существенных различий во взглядах подростков мужского и женского пола в ответах на поставленные вопросы нет.

Результаты, полученные с помощью методики «Семантический дифференциал» показали:

– семантический профиль понятия «свобода» – 86,7 % испытуемых девочек относятся к данному понятию положительно, 13,3 % – отрицательно. 93,3 % мальчиков относятся к этому понятию положительно, 6,7 % – отрицательно.

– семантический профиль понятия «ответственность» – 76,7 % девочек относятся к данному понятию положительно, 23,3 % – отрицательно. 70 % мальчиков относятся к этому же понятию положительно, 30 % – отрицательно.

Обобщив полученные в ходе исследования результаты, мы пришли к выводу, что выдвинутая нами гипотеза не нашла своего подтверждения. В процессе математической обработки данных, отличий в понимании свободы и ответственности подростками мужского и женского пола не выявлено.

Полученные данные позволяют увидеть особенности понимания современными подростками разного пола таких важных понятий как «свобода» и «ответственность», что позволяет, на наш взгляд, адекватно выстраивать учебно-воспитательный процесс в условиях действия новых образовательных стандартов, проектировать психологическое сопровождение образовательного процесса, а также работу с родителями.