Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1 Kazakh State Women’s Teacher Training University

При создании литературного портрета писатель опирается на образ героя, взятого из самой реальной действительности, где важное значение имеет портретное сходство. В портрете авторский замысел служит раскрытию концепции образа характеризуемого человека. Предлагая свою концепцию, портретист отстаивает ее, противопоставляет мнениям других. Это одно из главных свойств литературного портрета, которое отличает его от воспоминаний обычного рода, где авторы часто выступают в качестве просто очевидцев, фиксирующих известные им факты. Именно эта существенная особенность литературного портрета делает его явлением искусства. Строя художественную модель конкретного человека, писатель стремится раскрыть связи современника с действительностью, его отношение к ней, концентрирует свое внимание на малоизвестном или совсем неизвестном. Для этого необходимы определенная авторская точка зрения, его представление о характеризуемом человеке, которое организует повествование в единое целое. Художник призван сказать, что еще недосказано о том или ином замечательном человеке, дополнить известное, устоявшееся неизвестным, взятым из жизни.

Содержательный план портрета неотделим от его функции. Портрет в художественном произведении выполняет роль «рассказчика» о герое, связывая внешний облик с особенностями его психологии. Изучая портрет персонажа, мы рассматриваем его как функцию образа и одновременно как явление, порождающее знание о нем.

В классическом романе XIX века портрет приобретает черты структуры, передающей «связь между социально-историческим и условиями бытия человека и его внутренним миром, который находит проявление в его внешности» [1, с. 69]. Судьба героя, его биография в её частных и социальных аспектах становится формой воплощения представления художника об историческом движении времени. Так, С. Шаталов утверждает, что все виды портрета в принципе отличаются равными возможностями в расширении сферы психологического анализа. Однако главным критерием художественности портрета, по мнению С. Шаталова, является «его вклад в создание целостного представления о характере» [1, с. 71].

Несколько иначе функциональная значимость портрета представляется В.М. Марковичу. Функции описательных элементов или статических описаний, к которым исследователь относит портрет (а также пейзаж и интерьер), рассматриваются в их соотнесенности со статусом повествователя и объективным характером его точки зрения. Особенности такой описательной характеристики В. Маркович видит в том, что она достаточно произвольна по отношению к логике развития действия, поскольку «вводится на правах законченного представления о человеке, но динамический элемент входит в нее в виде биографии. Однако, как считает автор, в таком случае её «динамика подчинена законам структуры характеристики и принимает своеобразные формы. Довольно часто событийные сдвиги не оборачиваются психологической динамикой» [2, с. 48]. Отсутствие изменений во внутреннем мире героя, которые могли стать свидетельством его духовного роста, зафиксированные автором-повествователем в портретной характеристике, определяют способ изображения биографии персонажа, которая, например, у Тургенева становится формой проверки истинности знания о том или ином социально-психологическом типе.

Рассмотрим один из наиболее характерных случаев проявления авторской воли в создании портрета героя, который несет в себе черты его биографии. Таков портрет Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», благодаря которому герой оказывается «шире» того социально-психологического типа, в рамках которого его воспринимала и современная Тургеневу, и последующая критика. Это расширение обусловлено прежде всего исключительно важной функцией и статусом повествующего лица в романах Тургенева, о котором писали Л.В. Пумпянский, С.М. Петров, В.Г. Одиноков, А.Б. Муратов [3].

В письме к К. Случевскому (апрель 1862 года) Тургенев так объясняет свое понимание фигуры Базарова: «...Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа <...> Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей, а вы не находите в нем хороших сторон?» [4, с. 401]. Здесь автор подчеркивал, что Базаров подавляет всех остальных героев, функция рассказа о нем – важнейшая функция автора-повествователя. Тургенев воспроизводит судьбу Базарова в последние месяцы его жизни, представляя это время как наиболее значительный период бытия героя.

Ритм авторского повествования о Базарове намечен уже во второй главе романа. Внешний облик героя передается автором в три приема. Сначала это описание общего впечатления Николая Петровича от фигуры приезжего («человек высокого роста в длинном балахоне с кистями» с «обнаженной красной рукой»). Затем следует уточнение – собственно портрет героя, данный повествователем: в описание лица включается оценочный момент: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Третья часть портрета – передача реакции героя на слова Николая Петровича – мотивация тезиса повествователя об уме Базарова замечанием о «темно-белокурых волосах, длинных и густых, которые не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа» [4, с. 171].

Структура описания внешности персонажа выстраивается таким образом, что его нельзя изолировать от авторского комментария к нему, поскольку они выполняют одну и ту же функцию: представить читателю образ внутреннего мира героя. Автор постоянно отсылает читателя к первому описанию внешности героя, объясняя тем самым все последующие «факты» его биографии. В этом портрете персонажа содержится мотивация будущих взаимоотношений героев романа.

Герой Тургенева действительно внутренне неизменен, поэтому автор выстраивает определенную последовательность визуальных образов, ведущих к уточнению знания о нем читателя. На эту особенность структуры образов в романах Тургенева указывает В. Маркович, замечая, что автор таким образом демонстрирует логику «взаимоперехода особенного, индивидуального, человеческого и общего, исторического, социального» [4, с. 31].

Перед дуэлью Базаров видит сон, в котором появляются лица, сыгравшие важную роль в его судьбе. Сон подводит итог определенному отрезку жизненного пути Базарова и возвращает его к тем впечатлениям, которые он пережил. Предмет изображения – переживания Базарова, но представлены они в несвойственной герою стилистической манере автора-повествователя. Точка зрения повествователя преобладает над точкой зрения героя даже тогда, когда персонаж мог бы проявить свою волю и продемонстрировать умение видеть другого. Поэтому портрет, визуальный образ и собственно характеристика Базарова складываются в систему, функция которой зависит не от движения событий романа, а от позиции повествователя, объективирующего наше знание о герое. Сон Базарова – важная во всех отношениях «свернутая» сюжетная ситуация романа, построенного по объектному типу [5, с. 15].

Первой во сне появляется Анна Сергеевна. Её портрет создается повествователем, соединяющим несколько точек зрения: Ситникова («Вдруг лицо его изменилось и, обернувшись к Аркадию, он, как бы с смущением, есть теми «пределами, между которыми происходит варьирование и историческое движение форм» [6].

Одинцова и Базаров не «видят» друг друга в сцене утреннего объяснения: и эту роль берет на себя повествователь. Именно он отмечает реакцию героини на слова признания: «протянула вперед обе руки», в то время как Базаров «уперся лбом в стекло окна». Внешний облик героя в этой сцене служит автору мотивацией поведения Одинцовой. Она смотрит на себя в зеркало и видит там то, что смутило её саму, то, что объяснило ей «пожирающий взор» Базарова и его «почти зверское лицо». Автор здесь использует метафору – «лицо – зеркало души». Тем самым показывает бесперспективность этой биографической линии героя. Образ «...бездны, пустоты ...или безобразия» – ассоциативный образ, передающий авторскую оценку обоих персонажей, без детальной проработки внешнего проявления душевных движений героев. Таков первый аспект портрета-биографии Базарова, в котором герой не только «увиден» повествователем и другим персонажем – Одинцовой, но и в определенном смысле «интерпретирован» автором с помощью визуального образа в один из наиболее значительных эпизодов его биографии.

Другая героиня сна – мать Базарова, Арина Власьевна, которая смотрит на него и «не видит», то есть не понимает, не может дать объективную характеристику своему сыну.

Не менее важную роль в биографии героя автор отводит Фенечке (она и во сне Базарова видится ему черной кошечкой, что, согласно русским поверьям, является символом нежданного раздора). Повествователь сообщает о том, что лицо его «изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность» [4, с. 310]. Портрета Базарова как такового здесь нет, дана характеристика эмоционального состояния героя, возникающего каждый раз, когда он видит Фенечку. Но и тот визуальный образ Фенечки, который дан с точки зрения повествователя, представлен как описание впечатления, производимого героиней на окружающих в определенный период её существования. На контрастном сопоставлении холодной, «замороженной» красоты Одинцовой и горячей, живой привлекательности Фенечки выстроена сцена в беседке.

В сне последним появляется Павел Петрович, его портрет дан в самом начале романа вслед за представлением читателю портрета Базарова. По ходу действия повествователь больше не прибегает к сравнению их внешнего облика и даже не знакомит с визуальным впечатлением, которое возникало у обоих героев при встречах за исключением двух моментов: замечания Павла Петровича о Базарове: «Этот волосатый?» и Базарова о нем: «Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!» [4, с. 180–181]. В этих лаконичных фразах определяется критерий оценки одного героя другим, который останется неизменным на протяжении всего романа: это отношение аристократа к «демократу» и демократа к «аристократу». Типичность этой формы высказывания одного персонажа о другом отсылает читателя к начальному портрету каждого, данному с точки зрения автора [2, с. 23]. Так, брошенная Базаровым фраза о ногтях проецируется на высказывание повествователя о «стремлении вверх, прочь от земли» в облике Павла Петровича, которое, по мнению Н.Д. Тамарченко, не могло принадлежать никому из персонажей [7, с. 291]. Самым ярким в оценочном плане образом, характеризующим Базарова, оказывается образ леса, который ассоциируется у него с Павлом Петровичем.

Согласно концепции пространственной формы, в литературном произведении смысловое единство изображенных событий может быть постигнуто не только в порядке временной, причинной и внешней последовательности действий и событий. Большую роль в оформлении авторской идеи играет внутренняя, рефлективная логика образа, способного передать одномоментность восприятия прошлого и настоящего.

Позиция реального автора в романе «Отцы и дети» по отношению к герою проявляется в функциональной многогранности повествователя, который меняет ракурс изображения героя. Визуальные образы передают индивидуальные черты облика героя в решительные моменты его жизни. Это позволяет увидеть в Базарове не только тип, но и личность с присущей ей индивидуальностью и судьбой. В портрете и визуальных образах Базарова Тургенев отмечает те черты характера героя, которые постепенно открываются читателю.

Портрет-биография складывается из визуальных образов четырех персонажей, которые являются ему во сне перед дуэлью, что является своеобразной формой объективации знания читателя о внутреннем мире главного героя. Базарова можно охарактеризовать не только как тип демократа-нигилиста, но гораздо шире, что еще не до конца понятый самим Тургеневым. Это объясняется тем, что повествователь и его герой существуют в разных временных плоскостях романа. С позиций настоящего повествователь оценивает будущее, используя портрет как зеркало, в котором отражается Базаров-человек и социальный тип. Портрет Базарова выполняет функцию параллельного сюжета, в котором отражается судьба героя и его характер.

Существенным признаком романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева является способ повествования, в котором отражен сложившийся тип взаимодействия между реальным автором, повествователем и созданной в произведении системой образов-персонажей. В художественном мире романа портрет осуществляет связь между повествователем и персонажем. Точка зрения автора проявляет себя в различных функциях представления внешности героя, наиболее продуктивными из которых являются: собственно портрет – изображение внешности персонажа с точки зрения повествователя, визуальный образ, передающий точку зрения «другого» (или «других»), а также портретная характеристика, складывающаяся из со- или противопоставления «точек съемки» повествователя и «другого».