Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В научной литературе, посвященной вопросам образования, сформулирована концепция образовательного пространства как пространства, находящегося в системной связи с социальным и природным миром, в котором осуществляется трансляция культуры современному поколению, то есть, образовательное пространство есть комплекс условий, влияний, возможностей становления личности по культурно заданному образцу.

Являясь репрезентантом идеального отношения, произведение искусства представляет собой художественный эталон, содержащий в себе схему действия по его освоению и предлагающий определенную область экстраполяции. Следовательно, произведение искусства содержит в себе все необходимые составляющие образовательного пространства и может быть использовано в образовательных и педагогических целях.

Педагогическая наука особое место уделяет диалогу; актуальна идея, акцентирующая внимание на позиции диалога-игры, сотворчества в различных концепциях образования. Диалогичность присутствует и в той модели жизни, которую воссоздает искусство. Произведение искусства сохраняет диалог и, тем самым, открывает диалогическому пониманию путь к познанию человека, путь, который в полной мере отражает сущность человеческой личности, характер отношений человека к окружающему и к себе самому. Как принцип педагогической деятельности диалог предполагает, что процесс общения может осуществляться не только с реальным собеседником, но и с воображаемым, в качестве которого может выступать произведение искусства.

Произведение изобразительного искусства – единственный в мире феномен «второй» природы, который в качестве «иллюзорно конечной» вещи способен выступить эффективным репрезентантом идеального отношения конечного человека с бесконечным Абсолютом. Произведение искусства является мощным игроком в процессе общения, в диалоге со зрителем, поэтому пространство встречи должно быть интересным и свободным. Образовательное пространство – это взаимодействие и общение с произведением искусства. Очевидно, что образовательное пространство, способное открывать эталоны вместе со схемами их освоения и областью применения, не содержится в вещественном слое произведения, а возникает как процесс диалога произведения и зрителя, в результате чего произведение из «мертвой» вещи превращается в «живой» художественный образ, а зритель становится личностью, чувствующей свою необходимость этому миру. Таким образом, образовательное пространство может возникнуть только при взаимном желании и готовности обоих участников, а также предполагает максимальную степень искренности отношений и желание/умение видеть партнера. Ход процесса будет корректироваться, видимо, самим произведением в соответствии с особенностью его структурной организации [3, 6].

Художественный образ – новое качество, рождающееся в процессе диалога-отношения зрителя и произведения искусства. Наглядность художественных образов является средством визуализации модели отношения духовных сил, связывающих человека и окружающий мир. Создание модели идеального духовного оперирования человека в мире выделяет художественные образы среди прочих наглядных образов, поэтому можно утверждать, что художественный образ – образовательная сила, возвращающая человеку его истинное предназначение. Художественный образ также может быть назван образовательным пространством, в котором реализуется образование человека, таким образом, художественный образ – это инструмент образования [4].

Единство и уникальность многовекового процесса производства творений искусства раскрывается через оригинальные исследования изобразительных шедевров, сотворенных в разное время мастерами разных народов. Особое значение здесь имеет раскрытие содержания тех универсальных идей, в процессе чувственно-зримого оплотнения и наглядного освоения которых реализуются объективные значения и личностные смыслы человеческого бытия. Художественный образ – это образ, возникший в результате диалога-отношения идеальных операций произведения-шедевра и идеальных операций зрителя [5, с. 157–174].

Такой художественный образ – эталонный продукт визуального мышления, в полной мере раскрывающий все когнитивные, коммуникативные и онтологические возможности искусства. Несомненно, произведениями, организующими полноценный образовательный процесс, следует избирать шедевры, в силу свойственной им предельной широты образующих возможностей. Важное качество визуального мышления при взаимодействии с произведением изобразительного искусства – это умение видеть художественные знаки как репрезентанты мировоззренческих категорий, за которыми стоят базовые ценности и мировоззренческие установки [2].

Образовательное пространство всегда уникально и развивается по принципу все большего уточнения и сужения вариативности диалога. В процессе диалога-отношения с произведением искусства зритель проходит долгий путь собственного преображения. На каждом уровне общения, в процессе взаимодействия (диалога-игры) зрителя с произведением искусства формируется новое образовательное пространство, зависящее от специфики данного этапа диалога и имеющее свою образовательную задачу. Происходит обогащение образовательного пространства игровыми методами, способствующими образному восприятию искусства, новому знанию об окружающем мире.

Этот процесс отмечен рождением соавторского качества в зрителе. Объективные значения трансформируются в интимно-личностные смыслы. Построение картины мира через становление художественного образа позволяет человеку обрести ориентиры в моделировании своей индивидуальной картины мира. Образование художественным образом раскрывается как многоэтапный процесс, в котором через постижение значений знаков произведения искусства зритель осваивает глубины свой плотской, душевной и духовной сущности.