Конечной целью модернизации казахстанской экономики является рост благосостоянию населения, сопряженный с условиями бесперебойного роста конкурентоспособности страны на мировом рынке, обеспечения быстрого распространения инноваций, рационализации финансовых потоков, эффективного размещения производства. При этом инновационное развитие Казахстана служит основой системной модернизации национальной экономики.
В этой связи, многократно возрастает роль государственной власти и управления в выработке правильной и эффективной финансовой и денежно-кредитной политики государства, адекватной современным вызовам глобализации. Устойчивое развитие национальной экономики во многом зависит от профессионализма тех, кто вырабатывает стратегические и тактические задачи развития страны и принимает управленческие решения по их реализации. Успех определяется тем, насколько умело будет использован весь арсенал имеющихся в их распоряжении финансовых и денежно-кредитных инструментов регулирования экономикой, нацеленных на достижение стратегических целей государства в непростых условиях глобализирующегося мира.
В связи с растущей интеграцией Казахстана в глобальную экономику и ростом ее зависимости от мировой коньюнктуры требуется корректировка национальной экономической модели, включая систему управления внутренними хозяйственными процессами, которая должна ориентироваться на тенденции глобального развития, формировать стратегические приоритеты исходя из анализа долгосрочных трендов мировых рынков.
Важно выработать перспективную казахстанскую модель социально-экономического развития, адаптированную к принципиально меняющимся условиям функционирования мировой экономической системы. Для решения этой задачи целесообразно, во-первых, обеспечить рассмотрение теоретических и эмпирических основ социально-экономического развития казахстанской экономики за годы независимости и, во-вторых, обосновать на этой основе необходимость формирования принципиально новой модели экономической системы, позволяющей решать столь же принципиально новые задачи развития страны и повышения ее конкурентоспособности в условиях глобализации. Попытаемся решить эти задачи.
Хотя теория модернизации экономики сформировалось в середине прошлого столетия, наибольшую актуальность она приобретает в условиях глобализации, когда все более четко наблюдается неравенство развития государств, связанных едиными интеграционными процессами.
Современный процесс модернизации национальной экономики ставит перед государством ряд задач, а именно:
● выработку механизмов стимулирования экономического роста экономики в условиях кризиса;
● сохранение и повышение уровня жизни населения страны;
● минимизацию влияния негативных факторов на развитие национальной экономики;
● усиление развития интеграционных связей между странами в рамках создания Единого экономического пространства и др.
Модернизация национальной экономики Казахстана базируется на реализации масштабных институциональных изменений и формировании рыночного механизма хозяйствования, основанного на многообразии форм собственности, либерализации экономики, построении соответствующей нормативно-правовой базы, системы государственного регулирования и индикативного планирования. Несмотря на влияние мирового финансового кризиса, в Казахстане сохранились практически все необходимые базисные условия для развития экономики.
Следует отметить, что антикризисные меры в период глобального мирового финансово-экономического кризиса позволили Республике Казахстан обеспечить экономический рост в 2009 г. – 101,2 %, по итогам которого страна вышла на путь устойчивого и восстановительного роста.
В посткризисный период Казахстан снова показал высокий темп экономического роста: реальный рост ВВП в 2010 г. составил 108,3 %, в 2011 г. – 107,5 %. Рост экономики в основном обеспечивался за счет расширения внутреннего спроса в течение 2010–2011 гг. и высоких цен на экспортную продукцию (нефть и энергоресурсы), а также благодаря высокому уровню привлекаемых в страну инвестиций и реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития экономики. В частности, в 2011 г. было запущено 237 проектов на сумму свыше 1 трлн. тенге и создано порядка 20 тыс. рабочих мест. Определенный импульс развитию малого и среднего бизнеса был дан в результате реализации в стране Программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Начиная с 2010 года, по трем его основным направлениям было принято к субсидированию 930 проектов на общую сумму 288,3 млрд тенге [1].
В 2012 году темпы роста экономики республики стали снижаться под воздействием нарастающих кризисных явлений в мировой экономике и составили 105,6 %, а ВВП на душу населения превысил 12,5 тыс. долл. США (табл. 1). По оценке Министерства национальной экономики Республики Казахстан реальный рост ВВП в 2014 году составит 4,3 %, что ниже ранее прогнозируемого уровня на 1,7 процентных пункта.
Основным фактором повышения экономической активности в стране в 2012–2013 годах стала реализация проектов Карты индустриализации страны и расширение совокупного спроса в экономике, связанное с ростом кредитной активности банковского сектора и увеличением денежных доходов населения.
Меры Правительства и Национального Банка РК по стабилизации цен позволили удерживать уровень годовой инфляции в запланированном коридоре 6–8 % [2].
Однако в связи с ухудшением геополитической ситуации в мире, санкционной политики западных стран, падением цен на нефть и курса рубля, макроэкономическая ситуация в Казахстане стала ухудшаться. Годовая инфляция в Казахстане растет: по итогам 2014 года она составила по предварительной оценке 7,4 %, в то время как в 2013 году ее рост выразился в 4,8 %.
По итогам 2012 года Казахстан вошел в число 50 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business» [3]. Положительные тенденции в экономике и сохраняющаяся макроэкономическая стабильность позволили улучшить суверенные рейтинги агентствами Standard&Poor’s и Fitch до уровня «ВВВ+» и «ВВВ», соответственно [4, 5].
По состоянию на конец 2012 г., иностранные активы Казахстана с учетом международных резервов и ресурсов Национального фонда РК составили 86 млрд долларов США и возросли за год на 23,3 %. Активы Национального фонда выросли за 2012 год на 32,4 %, составив на конец года 57,8 млрд долларов США (табл. 2).
В настоящее время они превысили уже 71 млрд долл. США. Таким образом, сформирован достаточный буфер для экономики Казахстана. Благодаря увеличению объемов экспорта сырья увеличилось положительное сальдо текущего счета, а связанные с нефтяной отраслью прямые иностранные инвестиции и поступающие из внешних источников средства способствовали сохранению притока капитала в страну.
Средства Национального Фонда РК постоянно увеличиваются за счет налогов и других поступлений от операций, осуществляемых организациями нефтяного сектора. За период с 2007 по 2012 гг. отмечается позитивная динамика роста: в 2008 г. – 116 %, в 2009 г. – 140 %, 2010 г. – 125 %, в 2011 г. – 140 %, в 2012 г. – 123,8 %.
Вместе с тем, наряду с перечисленными позитивными факторами экономического роста в последние годы наблюдались и негативные явления: падение «глубины» развития финансовых отношений в силу низкой кредитной активности банков в 2007–2009 гг., которые, в свою очередь, обусловливают высокий уровень риска замедления темпов роста экономики Казахстана в ближайшей перспективе.
Таблица 1
Валовой внутренний продукт Республики Казахстан за период 2007–2012 года
Наименование |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Валовой внутренний продукт, млн тенге |
12 849 700 |
16 052 919 |
17 007 647 |
21 815 517 |
27 300 800 |
31 620 012 |
ВВП, млн. долларов США |
104 853,5 |
133 440,7 |
115 306,1 |
148 052,0 |
158 483,7 |
210 801,1 |
Индекс физического объема, в процентах к предыдущему году |
108,9 |
103,3 |
101,2 |
108,3 |
107,5 |
105,6 |
ВВП на душу населения, в тенге |
829 865,3 |
1 024 175 |
1 056 803,5 |
1 336 465,9 |
1 669 010,0 |
1 875 000 |
ВВП на душу населения, в долларах США |
6 771,6 |
8 513,5 |
7 164,8 |
9 070,0 |
11 300,0 |
12 500 |
Курс доллара, тенге за 1 доллар США |
122,55 |
120,30 |
147,50 |
147,35 |
147,7 |
150,0 |
Примечание. Агентство РК по статистике, 2013.
Таблица 2
Средства Национального Фонда Республики Казахстан за период 2007–2012 года (в млн тенге)
Средства Национального Фонда РК за период 2007–2012 года |
|||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2 794 551 |
3 262 718 |
4 542 785 |
5 691 246 |
7 933 237 |
9 818 103 |
Примечание. Министерство Финансов РК, 2013. www.minfin.kz.
Дело в том, что в период с 2007 по 2009 годы под влиянием мирового финансово-экономического кризиса казахстанские банки столкнулись с дефицитом ликвидности в результате закрытия основного канала банковского капитала – внешних рынков для заимствования. Казахстанские банки первыми из стран СНГ испытали эти трудности, поскольку они раньше других интегрировались в мировую финансовую систему, первыми «открылись миру» и финансовой глобализации. Кредитный бум, наблюдавшийся в Казахстане в 2006–2007 гг., в значительной степени был обеспечен за счет привлечения банками внешних займов [6].
Закрытие традиционного источника банковского фондирования, слабая депозитная база, ухудшение качества кредитного портфеля банков и необходимость формирования дополнительных провизий выразились в снижении рентабельности банковского бизнеса и ужесточении проводимой им кредитной политики. В результате, темпы кредитования экономики резко снизились. В ряде системообразующих банков Казахстана были выявлены грубые нарушения банковского законодательства и возникла необходимость дополнительной капитализации, которую акционеры данных банков сами обеспечить не смогли. В этой связи, в целях поддержания банков и продолжения ими кредитования экономики, государство приняло пакет антикризисных мер и выделило из бюджета для стабилизации финансового сектора 480 млрд тенге. Государственная поддержка была оказана путем вхождения в уставный капитал системообразующих банков и приобретения акций: АО «БТА Банк», АО «Народный банк Казахстана», АО «Альянс Банк» и АО «Казкоммерцбанк» [7].
Сегодня стало очевидно, что принятые государством меры по поддержке системообразующих банков Казахстана позволили продолжить их нормальное функционирование, сохранив тем самым стабильность всей финансовой системы страны. B общей сложности в рамках процесса реструктуризации было списано внешних долгов на сумму около 10 млрд долларов США. Оставшаяся часть долгов была реструктуризирована частично в облигации, частично конвертирована в акции этих банков.
В результате принятых мер долг банковского сектора за последние 6 лет сократился почти в 3 раза – с 45,9 млрд долларов США в 2007 году до 14 млрд долларов США в 2012 г. и составил 11 % к ВВП страны.
Государственный долг РК составляет 5,2 млрд долларов США или 4 % от ВВП страны и находится на «приемлемом» уровне [8].
И хотя в целом проблема внешнего долга казахстанского банковского сектора на сегодняшний день несколько урегулирована, тем не менее, нельзя не учитывать факторы турбулентности финансового рынка, которые оказывают негативное влияние, как на развитие банковского сектора, так и на всю финансовую систему страны.
В настоящее время происходит значительное ухудшение внешнеэкономической среды: экономическая активность в мире снижается и становится более хрупкой, уверенность игроков финансового рынка ослабевает, негативные риски усиливаются, происходят гуманитарные и экологические катастрофы, возникают военные конфликты, набирает обороты очередная гонка вооружений и т.д. Структурные проблемы, с которыми столкнулись пострадавшие в результате мирового финансово-экономического кризиса развитые страны, оказались сложнее, чем ожидалось, а процесс разработки и реализации реформ приобрел менее определенный характер. Исходя из текущих тенденций и перспектив роста крупнейших развитых и развивающихся экономик мира, возможны следующие основные риски для мировой экономики:
● затяжной характер мирового финансово-экономического кризиса и недостаточность, а порой некорректность предпринимаемых усилий по преодолению кризисных явлений;
● меры по обеспечению фискальной устойчивости путем снижения государственных расходов и повышения налогов привели к снижению деловой активности и росту безработицы, нарастанию социальной напряженности в развитых государствах;
● нарастание распространения проблемы периферийных стран зоны евро на основные страны Европы;
● недостаточный прогресс в разработке среднесрочных планов бюджетной консолидации в основных странах Еврозоны;
● минимальный уровень процентных ставок на западных финансовых рынках, который стимулирует приток на сырьевые рынки спекулятивного капитала и поддерживает неустойчивые высокие цены на биржевые товары;
● замедление экономического роста в таких крупных центрах мировой экономики как: США, Китай и Япония, что оказывает дестабилизирующее воздействие на мировую экономику.
В случае материализации этих рисков, скорее всего, цены на сырье упадут, а объемы мировой торговли и движения капиталов сократятся, что ослабит экономический рост в развивающихся странах. Учитывая зависимость от экспорта сырья и тесные связи с международными рынками, Казахстан, как и многие другие страны, может серьезно пострадать в результате таких потрясений.
В 2008 г. Казахстан, как экспортер энергоресурсов, уже сталкивался с проблемой снижения цены на нефть, в результате чего пришлось использовать средства Национального Фонда для пополнения бюджета государства. Именно поэтому, при разработке денежно-кредитной политики государства на 2013–2015 гг. был принят среднегодовой уровень мировых цен на нефть.
В этой связи, Национальному банку РК следует осторожно балансировать между оказанием поддержки финансовому сектору и сдерживанием инфляции. Запланированная постепенная бюджетная консолидация по-прежнему является целесообразной, и должна быть сосредоточена на обеспечении качества расходов. Органам денежно-кредитного и налогово-бюджетного регулирования следует быть готовым корректировать условия, если внешние потрясения будут оказывать негативное влияние на отечественную экономику. Более высокая гибкость обменного курса будет способствовать адаптации экономики к этим потрясениям.
В Стратегии «Казахстан-2050» обозначены новые принципы бюджетной политики – тратить деньги только в пределах своих возможностей и сократить дефицит до максимально возможного минимума. Важно накапливать резервы на черный день, обеспечив их сохранность в долгосрочной перспективе. Поставлена конкретная задача снизить бюджетный дефицит относительно ВВП с 2,1 % в 2013 году до 1,5 % в 2015 году.
Отношение к бюджетно-финансовому процессу должно стать таким же бережным и продуманным, как к частным вложениям. Иными словами, ни один бюджетный тенге не должен быть потрачен впустую.
Бюджет государства должен быть сфокусирован на продуктивных с точки зрения долгосрочной перспективы общенациональных проектах, таких как, например, диверсификация экономики и развитие инфраструктуры.
Необходимо жестко отбирать объекты для инвестиций на предмет их целесообразности и отдачи. Важно помнить, что даже самые современные объекты становятся бременем для бюджета, если требуют расходов на поддержание, но не приносят доходов и не решают проблем граждан [9, с. 4].
Республике Казахстан, в перспективе, следует проводить контрциклическую бюджетную политику, а бюджет страны формировать во взаимосвязи с целями макроэкономической политики и с оптимальным использованием доходов от нефтяных ресурсов. Социальные расходы важно осуществлять с учетом более совершенной системы защиты населения, чтобы не прибегать к административным мерам сдерживания инфляции.
Нам представляется, что для обеспечения экономического роста можно использовать ресурсы Национального Фонда РК для внутреннего кредитования малого и среднего бизнеса по специальным льготным процентным ставкам, значительно низким, чем у коммерческих банков. К примеру, обеспечить размещение средств Национального Фонда по ставке 1–2 % в коммерческих банках для кредитования МСБ, с обязательством банков выдавать кредиты не более чем под 5–6 %, с ограничением маржи банков в пределах 3–4 %. Это послужит мощным импульсом для более динамичного развития деловой активности в стране. В настоящее же время средства Национального Фонда вкладываются в ГКО США и некоторых стран Европы под минимальные ставки вознаграждения, которые даже не покрывают уровень инфляции в стране, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности управления средствами Национального Фонда РК.
2. Кроме того, важно научиться более гибко управлять имеющимися в распоряжении государства финансовыми ресурсами и использовать преимущества финансовой глобализации для получения доходов и упрочения своего положения в мирохозяйственной системе.
В мировой практике в последние годы широкое распространение получило государственное инвестирование посредством так называемых «суверенных фондов». В этой связи, считаем целесообразным изучить этот опыт и применить его в Казахстане для более эффективного использования финансовых ресурсов страны. К примеру, многие страны с экспортной ориентацией экономики создали у себя государственные инвестиционные фонды или компании, которые активно инвестируют накопленные средства в зарубежные активы.
По расчетам управляющего директора Morgan Staniey Стефана Джена, осенью 2010 года под управлением около 30 различного рода госфондов находилось как минимум $1,5 трлн. По прогнозу Джена, эта сумма в среднесрочной перспективе будет расти на $200–300 млрд в год.
Сейчас в мире существует несколько типов государственных инвестиционных фондов. Самый традиционный и известный – нефтяной фонд Норвегии, с 2006 года преобразованный в пенсионный фонд Global. В Объединенных Арабских Эмиратах действует Abu Dhabi Investment Authority (ADIA), активы которого оцениваются в интервале от $260 млрд до $600 млрд. На Ближнем Востоке существует немало подобных фондов, которые управляют нефтяными сверхдоходами. Старейший из них – кувейтский, он был основан еще в 1953 г. В Саудовской Аравии Saudi Arabian Monetaru Agencu (SAMA) – его активы на январь 2007 года превышали $270 млрд.
Сингапурская корпорация Temasek выступает как механизм модернизации страны и реализации ее интересов за границей. Сейчас активы корпорации превышают $80 млрд, а это более двух третей сингапурского ВВП. Temasek была создана в 1974 году для управления всеми пакетами акций, принадлежавшими правительству Сингапура, но в последние годы корпорация активно инвестирует за границей, причем наибольшее внимание уделяется инвестициям стратегическим: 57 % активов составляют пакеты акций величиной больше 20 %. Temasek – не единственная сингапурская государственная инвестиционная компания, и даже не самая большая. The Government of Singapore Investment Corporation (GIC), основанная в 1981 г. изначально ориентировалась на инвестирование за границей. Стартовым капиталом этой компании послужила часть золотовалютных резервов страны, которая, кстати, тоже находится под ее управлением.
В Китае создана инвестиционная компания National Foreign Exchange Investment Company (NFEIC) с активами около $200 млрд. Эти ресурсы также сосредоточены на приобретении крупных пакетов акций зарубежных компаний. Для управления «золотовалютными» инвестициями в 2003 году была создана компания Central Huijin Investment Co. В последние месяцы официальные лица все чаще говорят о расширении ее функций – вплоть до создания на ее базе огромного холдинга по управлению государственными пакетами акций в различных предприятиях и передаче под ее управление еще $100 млрд из резервов Народного Банка Китая. В китайских верхах обсуждается также идея последующего объединения Central Huijin Investment Co и NFEIC в единый суперхолдинг, управляющий государственными активами и осуществляющий стратегические инвестиции внутри страны и за рубежом. Это будет практически полный аналог сингапурской Temasek, но в отличие от Сингапура у Китая амбиции великой державы и вложения за рубежом могут носить более политизированный характер.
Данный инструмент позволит добиться гибкости ВНП, потому что современный уровень развития финансовых рынков позволяет очень оперативно осуществлять передислокацию капиталов из одной отрасли в другую.
В этой связи, с учетом мирового опыта предлагается создать принципиально новую казахстанскую экономическую модель, которая строится на гипотезе о более эффективном развитии в условиях глобализации на основе концепции «мобильной экономики». Эта концепция позволяет обойти ограничения ускоренного развития страны (временные, финансовые, кадровые) за счет быстрого инвестирования определенной части свободных финансовых ресурсов государства в акции быстрорастущих зарубежных компаний, которые производят востребованную продукцию, что позволит получить отдачу от этих инвестиций уже сегодня, а не через множество лет. Если же произойдет смена коньюнктуры рынка и эта продукция станет менее востребованной, то можно с такой же легкостью продать эти акции и переложить средства в более перспективную отрасль. Этот механизм обеспечит гибкость производства ВНП и его прогрессивность, потому что доходы в страну будут идти от наиболее передовых и технологичных производств мира. В этом случае не будет социальных проблем внутри страны, которые сопровождаются кризисами в реальном секторе экономики через сокращение рабочих мест, снижение налогооблагаемой базы, кризис в местном бюджете и т.д.
Осуществление разумной и сбалансированной инвестиционной политики по внедрению «мобильной экономики» позволит нейтрализовать негативный эффект такого рода кризисных явлений.
Эффект от применения такого подхода может быть весьма заметным в самой ближайшей перспективе, так как в настоящее время накопленные в Казахстане международные резервы (золотовалютные резервы Национального банка и средства Национального фонда) составляют примерно 40 % ВВП страны.
Мобильность казахстанского капитала, вложенного в зарубежные активы, позволит помимо создания системы нейтрализации части экономических рисков, осуществить и ускоренную модернизацию внутри страны. Инвестиции в ценные бумаги могут дать в течение года определенные дивиденды и обеспечить доходы за счет роста курсовой стоимости этих акций. И если прибыль аккумулируется без длинного временного лага, то эту прибыль можно столь же быстро пустить на модернизацию национальной экономики. Таким образом, можно достичь ускорения оборачиваемости инвестиционных ресурсов государства, что повысит эффективность их использования.
Предложенная концепция «мобильной экономики» нацелена на повышение эффективности использования временно свободных финансовых ресурсов государства и может быть реализована в Казахстане, поскольку здесь создана соответствующая институциональная инфраструктура.