Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Предлагаемая читателю работа в качестве учебного пособия на региональном уровне впервые посвящена изучению позвоночным животным шести классов – Миноги, Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие, слабо изученные на территории, прилегающей к бассейну Амура и с охватом более широких границ Хабаровского края и юга Дальнего Востока России. Наша попытка систематизировать видовой состав, оценить современное состояние позвоночных животных, познакомить студентов биолого-экологического профиля, старших школьников с качественным и количественном составом, представив важные сведения для знакомства в полевых условиях и в учебном процессе школы и вуза оказалась реально полезной и служит основным определительным пособием.

Учебное пособие оправдало себя для восполнения знаний для широкого круга населения, в том числе и специалистов в области охраны природы – работников заповедников, охотоведов-биологов, эпидемиологов и др.

На основании многолетних полевых исследований с участием студентов биолого-химического факультета (БХФ) Хабаровского государственного педагогического университета, с 1994 г. – Дальневосточного государственного гуманитарного университета, в составе зоологического отряда Хабаровской краевой противочумной станции и по приглашению администрации природного заповедника «Большехехцирский», при использовании литературных источников подготовлены уточненные списки видового и относительного количественного состояния позвоночных животных региона.

Применялись общепринятые методы наблюдений и количественных учетов животных в разных природно-географических комплексах юга Хабаровского края с частичной модернизацией.

Часть информации о внесенных в список животных нуждается в обновлении систематических рангов. Это касается некоторых видов: из класса Земноводные, по мнению ученых НИИ Проблем Севера (Берман Д.И. и др., 2007), на территории Хабаровского края вместо одного обитают два вида углозубов – сибирский и Шренка. Из класса Пресмыкающиеся красноспинный полоз (отряд Чешуйчатые) рассматривается в составе рода живородящих полозов (Oocatochus) вместо рода «лазающие полозы» (Elaphe) по более ранней систематике. Живородящая ящерица вместо рода «Зеленые ящерицы» (Lacerta) значится в роде «Лесные ящерицы» (Zootoca). Из класса Птицы в семействе Emberizidae отряда Passeriformes введен род Ocyris и др.

Всего на территории Хабаровского края обитают около 600 видов, из них млекопитающих – 76, птиц – 367–380, пресмыкающихся – 12, земноводных – 9, костных рыб – 111–118, миног – 2, относящихся соответственно к 35 отрядам. Все отряды включают 109 семейств и 240 родов.

При просмотре коллекционных материалов в Зоологических музеях Санкт-Петербурга РАН и Москвы МГУ нам была оказана помощь сотрудниками указанных учреждений – д.б.н., проф. Н.Б. Ананьевой, к.б.н. Л.Я. Боркиным, В.Ф. Орловой. За ценные указания и советы при написании данной рукописи выражаем искреннюю признательность.

Дальневосточная учебная литература, к сожалению, чрезвычайно бедна практическими руководствами и учебными пособиями по биологическим особенностям региональных видов позвоночных животных. Подобные учебные руководства необходимы для использования на лабораторно-практических занятиях по специальностям – зоология позвоночных, общая экология и экология животных, география, а также для развертывания творческих научно-исследовательских работ среди учащейся молодежи. Они ориентируют молодых преподавателей вузов с биоэкологическим и географическим профилем, учителей на изучение местной фауны и среды обитания животных. Краеведческие сведения необходимы для подготовки специалистов в области не только биологических дисциплин, но и экологии и географии, позволят на долгие годы удовлетворить потребности высшей школы, общеобразовательных школьных учреждений в аналогичной литературе. Помимо сугубо информационного материала, усвоения совокупности знаний методов экспериментирования, ведения биоэкологического краеведения, наше издание осуществляет цель воспитать научную дисциплину мышления, основанную на представлении структуры и объема исследования.

Книга адресована в первую очередь студенческой аудитории, необходима и начинающим специалистам в широком диапазоне биологических, экологических, географических, сельскохозяйственных и других направлений, а также для широкого круга читателей – всех, кто интересуется жизнью животных.

Нет сомнения, что настоящая работа, подводя итоги накопления знаний по позвоночным животным в период не только проведения полевых работ, но и в процессе аудиторных занятий, и в дальнейшем послужит стимулом для более глубокого и подробного изучения животных Дальнего Востока. Желательно получить решение УМО о присвоении грифа учебно-методического объединения Российской Академии естествознания. Готовы обновить, дополнить некоторые сведения. улучшить качество учебного пособия.