Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Смена парадигмы высшего профессионального образования остро ставит вопрос об овладении современными педагогическими технологиями, отражающими принципы новой концепции обучения, ориентированными на формирование функциональной грамотности. Сегодня процесс обработки информации не менее важен, чем фактическая информация. Образовательной целью становится развитие у студентов критического сознания, овладение «стратегиями мышления», способами и технологиями познания и исследования окружающего мира, этически обоснованного поведения с тем, чтобы они осознали существующие трудности современного общества и хотели изменить окружающий мир, себя, других в лучшую сторону. Личность, обладающая критическим мышлением, умеющая подвергнуть сомнению устоявшиеся мнения и суждения, способная вести диалог, определять суть проблемы и альтернативные пути ее решения – конкурентоспособна и востребована на рынке труда, поэтому формирование такой личности стало одной из ведущих проблем российского образования.

Под педагогическими технологиями мы понимаем целенаправленную, последовательную организацию деятельности преподавателя и студентов для достижения поставленных дидактических целей с использованием специальных приемов, тактик, стратегий. Основными ценностями обучения, ориентированного на использование приемов технологии развития критического мышления, становятся качественные знания, самостоятельное критическое мышление, умение работать с информацией, принимать ценностное аргументированное решение и нести за него ответственность. Данная технология помогает сформировать навыки самостоятельного принятия решения (от чего отказаться, а что взять на вооружение), навыки самоконтроля, самоорганизации, самоактуализации, информационно-познавательной самостоятельности студентов. Педагогическая технология развития критического мышления подразумевает личностное включение студента в деятельность, принятие её как части собственной культуры, при помощи которой развивается собственно личность, в последующем она обогащает своим творчеством будущую профессию. Только при этом условии можно рассчитывать на личностную активность студента, порождение познавательного интереса и превращение его в профессиональный.

Данное пособие является частью созданной на кафедре иностранных языков ОрГМУ системы инновационных технологий. Система предполагает: накопление педагогического опыта у преподавателей и студентов в инновационной деятельности: мотивационное обеспечение, стимулирование развития интереса, самостоятельности и самообразовательных умений, определенного стиля педагогического руководства. Все это помогает педагогу обращать внимание не только на результаты работы, но и на микроклимат в коллективе, культуре общения, готовность студентов к последующей инновационной деятельности. Учебное пособие построено таким образом, чтобы студент не просто знакомился с информацией, но и активно участвовал в формировании субъективного взгляда на обсуждаемую проблему. Большое внимание уделяется самостоятельным письменным видам деятельности с элементами творческих заданий. Письменные работы (эссе, рецензия, творческие конкурсы), предполагающие краткое изложение позиции автора, позволяют детально вдуматься в проблему. На примере дисциплины «Латинский язык» показано как при помощи технологии развития критического мышления можно построить учебный процесс, в котором преобладает стиль взаимообучения, индивидуальный стиль решения проблемных ситуаций, стиль исследования под руководством преподавателя.

Особенностью данного учебного пособия является разработанная система профессионализации обучения латинскому языку, которая дает возможность преподавателю организовать аудиторную и внеаудиторную работу, учебную, исследовательскую и воспитательную деятельность, что формирует и развивает у студента универсальные компетенции: познавательные, исследовательские, деятельностные и коммуникативные и способствует формированию его готовности к последующему обучению.