Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Учебно-методическое пособие «Структурирование предметного содержания средствами Способа диалектического обучения: предложение в русском и иностранных языках» издано в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Авторы: Глинкина Г.В. – канд.пед.наук, профессор РАЕ, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, Зорина В.Л. – канд.пед.наук, доцент, сотрудник центра «Теория и технология Способа диалектического обучения». Пособие является актуальным и своевременным, т.к. в условиях реализации ФГОС нового поколения от учителя требуется умение структурировать предметное содержание и владение эффективными дидактическими средствами, позволяющими развивать у учащихся умение структурировать знания.

Пособие включает предисловие, введение, два тематических раздела, библиографический список и приложения. Предисловие содержит отзывы рецензентов: Л. В. Черепановой, доктора пед. наук, профессора кафедры русского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «Забайкальский ГГПУ им. Н.Г. Чернышевского», и С.А. Агаповой, кандидата филологических наук, доцента кафедры английской филологии факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО «Красноярский ГПУ им. В.П. Астафьева».

Во введении представлен сравнительный анализ содержания темы «Предложение» в программах и учебниках по русскому и иностранным языкам, выявлены особенности усвоения отдельных понятий (структуры предложения и его видов) на разных ступенях их изучения, что позволяет преподавателям языков структурировать предметное содержание на основе установления межпредметных связей, планировать метапредметные результаты при составлении рабочих программ. Представленный анализ также обусловил необходимость структурирования предметного материала.

Первый раздел пособия «Структурирование предметного содержания средствами Способа диалектического обучения» раскрывает сущность структурирования в целом и структурирования предметного содержания в частности и демонстрирует пример структурирования материала по одной из важных тем синтаксиса – «Предложение». Раздел включает описание современного дидактического инструментария познания, созданного в системе Способа диалектического обучения, авторами которого являются красноярские учёные А.И. Гончарук и В.Л. Зорина, получившие патент (№ 126 от 29.03.1996 г.) Международного центра педагогического изобретательства. Таким инструментарием является сборник понятий, который в разные годы был описан в различных диссертационных исследованиях, защищённых в период с 1997 по 2012 гг. в Москве, Красноярске, Новосибирске, Чите последователями научной школы Гончарука – Зориной (В.С. Нургалеевым, А.А. Поляруш, И.Д. Еремеевской, Г.В. Глинкиной, М.С. Мартынцом, М.И. Ковель и др.). Сборник понятий разработан на основе структуры самого понятия и отражает единство противоположностей: содержание понятия (качество) и его объем (количество), что позволяет раскрыть систему понятий (знаний) по определенной теме или разделу программы, а в конечном итоге – структурировать предметное содержание на основе установления иерархии понятий (родо-видовых отношений). Примером такого структурирования является представленный в пособии сборник понятий по теме «Предложение в русском и иностранных языках», в котором по содержанию и объёму раскрыто 69 понятий (предложение, простое и сложное предложения и их виды, повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное предложения) на основе соблюдения логических правил определения и деления понятий. К каждому виду предложений приведены примеры на русском, английском, немецком и французском языках, что позволяет наглядно видеть проявление единства языков в исследуемой теме (общее) и их грамматических отличий (особенное).

Также в первом разделе пособия в качестве другого средства структурирования представлен комплект карточек № 1–6, который является основой авторского изобретения «Способ обучения и усвоения информации, содержащейся в учебном материале или любом тексте», запатентованного Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации (патент № 2396605 от 10.08.2010 г.; авторы: В.Л. Зорина, И.Д. Еремеевская, Г.В. Глинкина).

Комплект состоит из 6 карточек (шаблон помещён в приложении на русском, английском, французском и немецком языках), каждая из которых, имея свои структурные особенности и алгоритм использования, может быть эффективным средством структурирования предметного материала учителем и приобретаемых (или повторяемых) знаний учащимися. В комплект входят карточка № 1 (вопрос-понятие), № 2 (вопрос-суждение), № 3 (сравнение), № 4 (противоречие), № 5 (категории философии), № 6 (умозаключение). Данный комплект предлагается использовать как современный дидактический инструментарий познания многофункционального назначения:

1) для развития у учащихся логического мышления в процессе усвоения предметного содержания;

2) для формирования умения извлекать и усваивать информацию из учебных текстов и других источников информации;

3) для структурирования учителем предметного содержания, а также структурирования (систематизации) знаний учащимися (приобретаемых или ранее усвоенных).

Второй раздел пособия «Развитие у учащихся умения структурировать знания (изучаемый материал) на уроках русского и иностранных языков (на примере темы «Предложение»)» включает примерные задания, которые могут использовать на уроках учителя-филологи для развития у учащихся не только умения структурировать знания, но и другие познавательные универсальные учебные действия (анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений, доказательство; осознанное и произвольное построение речевого высказывания и т.д.). Все задания сопровождаются ответами или примерами рассуждений учащихся. Представленные в этом же разделе проекты уроков наглядно демонстрируют практическую реализацию идей авторов пособия.

Библиографический список пособия представлен изданиями, отражающими грамматику русского, английского, французского и немецкого языков, и включает как справочную литературу, школьные и вузовские учебники, так и монографии, учебно-методические пособия и статьи, предлагающие пути решения проблемы формирования у педагогов профессиональной компетентности в области структурирования предметного содержания и развития у учащихся умения структурировать знания.

Помещённый в приложениях словарь опорных понятий поможет педагогам восполнить отсутствие многих определений в учебниках. Тексты, отражающие особенности видов предложений в различных языках, могут быть использованы учителями для разработки заданий, нацеленных на выявление общих и отличительных признаков предложения и его видов в разных языках, что позволяет учащимся одновременно изучать грамматику нескольких языков.

Предлагаемые в пособии материалы могут быть использованы учителями русского и иностранных языков и преподавателями среднего и высшего профессионального образования не только для самостоятельной разработки современного дидактического инструментария познания по другим разделам языкознания, но и при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ, а студентов – к зачётам, экзаменам, курсовым и дипломным работам.