Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Учебно-методическое пособие «Единство языков в их многообразии: сказуемое в русском и иностранных языках» издано в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Авторы: Глинкина Г.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, Мартынец М.С. – канд. пед. наук, старший преподаватель центра «Теория и технология Способа диалектического обучения», Зорина В.Л. – канд. пед. наук, доцент, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения».

Данное пособие является результатом структурирования теоретических сведений из грамматики русского, английского, французского, немецкого языков по общей теме «Сказуемое». В период введения ФГОС нового поколения в начальной и основной школе данное пособие является актуальным, т.к. освоение его содержания педагогами позволит им развивать профессиональные умения в области структурирования содержания преподаваемых дисциплин и развития у учащихся умения структурировать знания.

Пособие представляет собой единство теории, отражающей диалектический подход к структурированию предметного содержания, и практической реализации данной теории на примере конкретной темы «Сказуемое в русском и иностранных языках». Данное пособие включает предисловие, введение, тематический раздел (из нескольких подразделов), библиографический список и приложения.

Предисловие содержит отзывы рецензентов: Л.В. Черепановой, доктора педагогических наук, профессора кафедры русского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «Забайкальский ГГПУ им. Н.Г. Чернышевского», и Н.В. Бизюкова, кандидата филологических наук, доцента кафедры иностранных языков ИФиЯК ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет».

Во введении представлен сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому и иностранным языкам за пять лет, выявлены причинно-следственные связи низких результатов итоговой аттестации выпускников школ по лингвистическим дисциплинам. Также в этой части пособия представлен анализ программ и учебников, который не только отражает особенности изучения учащимися темы «Сказуемое» на протяжении всего периода обучения в школе, но и обнаруживает существенные недостатки, допущенные авторами: учебники не вскрывают двойственность структуры сказуемого в целом и его видов (наличие основного и вспомогательного компонентов, отражающих лексическое и грамматическое значение), не рассматривается и роль сказуемого как носителя предикативности и смыслового центра любого предложения. Выводы авторов позволяют преподавателям-филологам осознать необходимость структурирования предметного содержания по каждому разделу программы, чтобы более успешно устанавливать межпредметные связи, разрабатывать рабочие программы, оптимально планируя метапредметные результаты.

Основной тематический раздел пособия «Сказуемое в русском и иностранных языках» содержит описание таких видов дидактического инструментария познания, как сборник понятий, логические схемы, сборник словесных образов, комплект карточек для развития логического мышления, система заданий для учащихся, конспекты уроков, дидактические игры, определители сказуемого. Демонстрируемые в пособии сборник понятий и сборник словесных образов являются разработками авторов Способа диалектического обучения А.И. Гончарука и В.Л. Зориной, имеющих патент Международного центра педагогического изобретательства (№ 126 от 29.03.1996 г.).

Сборник понятий создаётся на основе логических законов и правил оперирования понятиями, поэтому существенно отличается от широко известных справочных изданий (где понятия располагаются в алфавитном порядке, при этом разрушаются родо-видовые связи между понятиями) и учебных пособий (в них часто отсутствуют чёткие определения, допускаются логические ошибки). Графа сборника «Содержание понятия» включает определения разных авторов, раскрывающие понятия с различных точек зрения (происхождения, структуры, функции) с указанием на источники, что обеспечивает соблюдение авторских прав. В графе «Объём понятия» помещены виды сказуемых с указанием критериев деления, приведены примеры сказуемых всех видов на русском, английском, французском и немецком языках, наглядно демонстрирующих как единство языков, так и их отличие в грамматическом строе. Также описана структура и алгоритм разработки сборника понятий, его роль в формировании системных (структурированных) знаний и выявлении единства языков в их многообразии.

Логическая схема, составленная на основе описанного сборника, графически отражает систему понятий, содержащихся в нём, наглядно демонстрируя их иерархию.

Сборник словесных образов, представленный также в основном разделе пособия, отражает взаимосвязь понятий (сказуемого и его видов) и словесных образов, «сопровождающих» понятия. Использование учителем данного инструментария даст возможность развивать у учащихся в единстве логическое и образное мышление.

Комплект карточек для развития логического мышления в процессе усвоения предметного содержания является основой другого авторского изобретения – «Способ обучения и усвоения информации, содержащейся в учебном материале или любом тексте» (патент Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации № 2396605 от 10.08.2010 г., авторы: В.Л. Зорина, И.Д. Еремеевская, Г.В. Глинкина). В данном пособии карточки составлены по темам «Логическое сказуемое» и «Грамматическое сказуемое» и представляют собой структурированный материал, использование которого учителями-филологами будет способствовать развитию у учащихся умения структурировать знания на основе логических операций и приёмов.

Помещённые в пособии конспекты уроков (русского и английского языков), разработанных на основе теории и технологии Способа диалектического обучения, вызывают интерес, т.к. отражают деятельность и учителя, и учащихся, раскрывают особенности реализации на уроке диалектики форм труда (индивидуальный труд, простая и сложная кооперация), демонстрируют инновационное решение проблемы формирования у учащихся не только познавательных, но и регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, на развитие которых нацелены стандарты нового поколения.

Особого внимания заслуживают разработанные авторами пособия определители сказуемого, универсальность которых заключается в их способности не только наглядно отражать структуру сказуемого в целом и его видов в частности, но и давать возможность учащимся анализировать структуру конкретных сказуемых для безошибочного определения их вида. Таблицы «Взаимопревращение сказуемых» также могут успешно использоваться на уроках русского и иностранных языков для демонстрации механизма образования различных видов сказуемого и перехода одного вида в другой.

Библиографический список представлен изданиями на русском и иностранных языках и включает как школьные учебники, так и учебные пособия для вузов, справочники, энциклопедии, а также монографии и учебно-методические пособия по теории и технологии Способа диалектического обучения. В приложения включены словарь опорных понятий и тексты для работы с учащимися на уроках.

Пособие «Единство языков в их многообразии: сказуемое в русском и иностранных языках» содержит научно-методические материалы, которые будут интересны учителям русского и иностранных языков, а также студентам филологических специальностей и преподавателям среднего и высшего профессионального педагогического образования.