Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Учебно-методическое пособие «Задания по русскому языку для развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий в системе Способа диалектического обучения» издано в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в рамках реализации национальных проектов и региональных программ в сфере образования. Авторы: Глинкина Г.В. – канд. пед. наук, профессор РАЕ, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, Зорина В.Л. – канд. пед. наук, доцент, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения». Содержание пособия является актуальным для учителей русского языка, т.к. в условиях реализации ФГОС нового поколения от учителя требуется проводить диагностику не только уровня усвоения учащимися предметных знаний и умений, но и уровня развития универсальных учебных действий, среди которых наибольшее значение имеют познавательные умения.

Рецензенты пособия: Л.В. Черепанова, доктор пед. наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского», и Н.Н. Бебриш, канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой современного русского языка ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».

Во введении представлен анализ нормативных документов ФГОС, требующих от учителя профессиональных знаний и умений в области разработки и использования на учебных занятиях заданий, позволяющих не только развивать у учащихся познавательные универсальные учебные действия средствами предметного содержания, но и проводить диагностику уровня их развития. Также продемонстрировано соответствие предлагаемых в пособии заданий требованиям тестологии, описана структура системы заданий, критерии их оценки, приёмы оценивания заданий в зависимости от полноты и правильности ответов учащихся.

Раздел «Особенности заданий, разработанных на основе теории и технологии Способа диалектического обучения и нацеленных на развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий» включает описание заданий для учащихся 5–9 и 10–11 классов, разработанных по учебникам различных учебно-методических комплексов по русскому языку с опорой на ФГОС и примерные программы. Задания соответствуют основным разделам языкознания: «Общие сведения о языке», «Фонетика», «Лексикология и фразеология», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация», «Текстоведение», – которые изучаются поэтапно от простого к сложному в основной и старшей школе. Задания содержат как общие, так и особенные и единичные понятия указанных разделов, что даёт возможность учителю развивать у учащихся в единстве абстрактное и конкретное мышление, осуществляя на уроке в процессе изучения предметного материала «восхождение от абстрактного к конкретному» – способ познания, который впервые был рассмотрен Г.В.Ф. Гегелем, затем описан К. Марксом, а в настоящее время становится необходимым для формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

Каждая система заданий представляет собой совокупность пяти частей: «Осведомлённость», «Определение понятий», «Деление понятий», «Обобщение понятий», «Аналогия» (подобные части включены в ШТУР – школьные тесты умственного развития, но принцип их разработки несколько иной, чем в данном пособии). В первой части используются задания с выбором одного правильного ответа из ряда предложенных, которые больше других распространены в тестовой практике (например, большинство заданий ГИА и ЕГЭ), что объясняется их сравнительной простотой и удобством для контроля знаний. Задания второй части «Определение понятий» являются заданиями открытой формы и на первый взгляд могут показаться необычными для тестовых форм, т.к. учащимся необходимо проанализировать высказывания, определить, являются ли они вообще определениями понятий (по наличию родового и видовых признаков), если да, то установить их истинность и, сделав вывод, поставить условный знак «+» или «–» в бланке ответов. Задания третьей части «Деление понятий» также являются заданиями открытой формы, только ответ в этом случае должен быть построен в форме суждения или умозаключения, т.к. учащимся предстоит не только указать лишнее понятие, но и сформулировать обоснование (доказательство). Данные задания считаются наиболее сложными, как для выполнения учащимися, так и для их конструирования учителем. Сущность заданий этой части заключается в применении сначала логического приёма сравнения, а далее правил деления понятий, требующих указания критерия (основания деления) при нахождении лишнего понятия, а также обобщения оставшихся понятий по какому-либо существенному признаку.

Наряду со второй и третьей частями, задания четвёртой части «Обобщение понятий» тоже являются заданиями открытой формы, т.к. необходимо самостоятельно записать результат обобщения понятий до ближайшего рода. Задания пятой части «Аналогия» считаются заданиями с выбором одного правильного ответа, но при этом они не могут быть отнесены к разряду наиболее простых и лёгких, как в первой части, т.к. требуют выполнения цепочки взаимосвязанных логических операций.

Каждый последующий раздел содержит задания к конкретным УМК: для учащихся 5–9 классов по учебникам под редакцией С.И. Львовой, П.А. Леканта, М.М. Разумовской, Н.М. Шанского, для учащихся 10–11 классов по учебникам А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, Н.Г. Гольцовой. Все эти разделы включают промежуточные задания для каждого класса и итоговые, которые одновременно можно использовать как стартовые для последующих классов. Все системы заданий сопровождаются «паспортом», содержащим следующую информацию: класс, темы, охваченные заданиями, вид заданий (стартовые, промежуточные или итоговые), время их применения (после изучения темы, в конце полугодия и т.п.), критерии оценки результатов выполнения учащимися заданий (уровня усвоения предметных знаний и овладения предметными умениями) и критерии оценки уровня развития мышления учащихся (т.е. познавательных универсальных учебных действий). Все предлагаемые в пособии задания содержат ключи с ответами, что облегчает учителю процесс проверки и анализа работ учащихся.

Библиографический список включает 57 источников, среди которых 36 – учебные и учебно-методические пособия и 21 – учебники по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Содержание пособий из этого списка позволяет учителям русского языка более глубоко осознать сущность Способа диалектического обучения, теоретические основы тестирования, особенности разработки заданий, развивающих у учащихся в единстве предметные знания и умения и познавательные универсальные учебные действия, а также приёмы диагностики данных умений.

В качестве приложения помещён образец бланка для ответов.

Анализ учителями результатов выполнения учащимися предлагаемых в пособии заданий выявит пробелы в знаниях, а также недостатки в методике преподавания учителя, позволит спланировать дальнейшие шаги по достижению необходимого уровня качества знаний и развитию познавательных универсальных учебных действий.