В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» изложены основные цели, задачи и принципы изменения системы образования и требования к процессу обучения. Выполнить современные требования, предъявляемые к учителю, не изменяя и не совершенствуя его профессиональную компетентность, невозможно. Всё больше возрастает потребность в педагоге, обладающем способностью системно рассматривать ребенка как целостное существо в самых разных его отношениях к окружающему миру. Эффективность решения проблем обучения и воспитания подрастающих поколений выдвигает в разряд весьма актуальных проблему повышения человековедческой компетентности учителя.
Педагог по роду своей профессиональной деятельности является социальным аккумулятором и личностным проводником существующих общественных ценностей. В.А. Сухомлинский писал: «Учительская профессия – это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека». Сегодня школа особенно нуждается в учителе – духовном наставнике, а не в узком профессионале, мыслящем только в рамках своего преподаваемого предмета. Это означает, что успешно функционировать в рамках профессии современный учитель сможет лишь тогда, когда уровень его человековедческой компетентности станет одним из приоритетных показателей его профессионализма.
Человековедческая компетентность педагога – это интегративное личностное образование, заключающееся в способности педагога интегрировать знания о человеке из разных гуманитарных наук и успешно применять их в педагогической практике, обеспечивая профессиональную установку на человекосозидание, наиболее полную самореализацию своих профессионально значимых личностно-деловых качеств, а также целостное и устойчивое развитие обучающегося как социально зрелой личности, успешной в учебной и социальной деятельности, готовой и способной к саморазвитию своего личностного потенциала, достижению значимых результатов в профессиональной, личностной и социальной сферах.
Динамика процесса развития человековедческой компетентности педагога определяется следующими уровнями: адаптивно-ситуативным, адаптивно-функциональным, продуктивным, каждый из которых характеризуется качественным своеобразием и целостностью составляющих его компонентов. Критериальную основу уровневой характеристики развития человековедческой компетентности составляет степень продвижения педагогов в обогащении человековедческими знаниями и овладении человековедческими технологиями, в динамике их отношения к необходимости развития своей человековедческой компетентности, в усилении направленности на профессионально-личностную самореализацию и достижение значимых качественных результатов в личностном развитии обучающихся, их успешную социализацию.
Развитие человековедческой компетентности педагога является основополагающей характеристикой качества его профессиональной подготовки, способствующей эффективному взаимодействию педагога и учащегося в процессе педагогической деятельности, нацеленной на всестороннее развитие личности ученика и его успешную социализацию в обществе.
Предлагаемые в пособии научно-практические и методические ориентиры нацелены на развитие следующих структурных компонентов человековедческой компетентности педагога: когнитивно-ценностного, аутопсихологического, коммуникативно-деятельностного, рефлексивно-оценочного.
Когнитивно-ценностный компонент предполагает наличие у педагога антропологических знаний, обеспечивающих осуществление эффективной педагогической деятельности, а также ценностные ориентации педагога как основу его приоритетов в выборе способов педагогического взаимодействия и профессионального поведения. Специфика педагогической деятельности требует от учителя владения системой научно-практических знаний: общекультурных (гражданско-правовых, художественно-эстетических, морально-этических, экономических и т.д.), специальных (социологических, медицинских, дефектологических, управленческих), психолого-педагогических (психология личности, конфликтология, законы межличностного общения, системы и технологии обучения и воспитания детей). Наиболее важными показателями развития когнитивно-ценностного компонента являются его готовность к саморазвитию и совершенствованию, а также ценность человековедческих знаний для педагога, восприятие детей как ценности.
Аутопсихологический компонент представляет собой совокупность знаний о себе, а также комплекс умений и навыков, приводящих к повышению уровня самопознания, саморегуляции и самореализации как внутреннего резерва саморазвития; способность личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, создавать волевую установку на достижение значимых личностных результатов. Аутопсихологический компонент включает в себя осознанное представление педагога о себе; позитивное восприятие себя как личности и профессионала, позитивный настрой на деятельность как возможность обретения нового опыта, способствующего личностному развитию. Развитость аутопсихологического компонента проявляется в сформированности личностной культуры педагога.
Коммуникативно-деятельностный компонент – это умение строить эффективное педагогическое и деловое общение со всеми участниками образовательного процесса на основе применения антропологического знания; умение контролировать, корректировать, выстраивать социально-приемлемые взаимоотношения между обучающимися, учитывая их индивидуальные особенности; умение предупреждать и регулировать конфликты, осуществлять функцию медиатора – посредника при коррекции или моделирования взаимоотношений между обучающимися; готовность к организации личностно-ориентированного взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.
Рефлексивно-оценочный компонент человековедческой компетентности заключается в развитости у педагога способностей к анализу своих действий, обобщению, осмыслению педагогической деятельности, к оценке её с позиций эффективности применения антропологического знания в контексте позитивного влияния на развитие учащихся. Рефлексивно-оценочный компонент человековедческой компетентности педагога свидетельствует о его стремлении и умении анализировать свою профессиональную деятельность, свои декларируемые цели, сильные и слабые стороны, свои реальные профессиональные установки. Сформированность рефлексивно-оценочного компонента также позволяет учителю в целом адекватно проанализировать уровень развития его человековедческой компетентности.
Для диагностики человековедческой компетентности и выявления динамики ее развития у педагога авторы пособия предлагают использовать три комплексные методики: методику «Изучения личностной культуры педагога», разработанную М.И. Лукьяновой и А.Н. Шахмуратовой; методику диагностики уровня готовности к профессионально-педагогическому развитию (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов и др.); Карту рефлексивного самоанализа деятельности педагога (авторская разработка О.В. Суродиной).
Развитие человековедческой компетентности педагога – сложный, нелинейный, неравновесный процесс, позитивная динамика которого зависит от диалектической взаимосвязи и взаимодействия определяющих его внутренних и внешних факторов. Психолого-педагогическими условиями развития человековедческой компетентности педагога на послевузовском этапе являются: максимальная ориентация на потребности и запросы педагогов; амплификация субъектности педагога в процессе повышения квалификации; активное освоение человековедческих технологий (ортобиоза, имиджелогии, конфликтологии и др.). Важным субъективным фактором в изучаемом процессе является желание и способность самого педагога влиять на процесс развития своей человековедческой компетентности, которая может выступать для учителя объектом его профессионального саморазвития.
Сформулированные в пособии теоретические положения и стратегии развития человековедческой компетентности позволяют обеспечить их эффективное применение в системе повышения квалификации педагога и при организации самообразовательной деятельности педагога.