Сохраним Память о Великом подвиге народа и нашей Великой Победе!
Под редакцией доктора педагогических и философских наук, профессора Л.Г. Татарниковой.
В методическом сборнике «Память сердца» автором представлены инновационные продукты собственного многолетнего опыта гражданско-патриотической деятельности, как-то: сценарии праздников, митингов, радиолинеек, встреч и др. текст радиолинеек может использоваться и в качестве радиопередач, и трансформироваться в фрагменты классных часов, уроков мужества и других патриотических мероприятий, проводимых в классе, школе, внешкольных учреждениях.
По мнению доктора педагогических и философских наук, профессора Л.Г. Татарниковой, «Память сердца» – сборник методических материалов патриотической направленности, появившийся накануне 70-летия Великой Победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и посвященный ей, – знаковое событие в обновлении содержания и форм патриотического воспитания школьников в условиях современного образования».
Он нацелен на воспитание у учащихся любви к своей Родине, родному краю, ее замечательным людям, на уважение к историческому прошлому страны и края, изучение военной истории России, знание Дней воинской славы России, боевых и трудовых подвигов соотечественников в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, что способствует сохранению и укреплению связи поколений.
Приближающееся 70-летие Победы заставляет задуматься каждого о Великих свершениях на боевых и трудовых фронтах Отчизны наших дедов и прадедов.
В те годы героизм и самопожертвование явили патриотизм в действии. Во имя спасения Родины каждый жертвовал самым дорогим – жизнью. Нет семьи, которая не положила бы на алтарь Победы своего родного или близкого. Каждый был героем, и мы не в праве забывать об этом.
Со времени перестройки, когда была разрушена школа социально значимого общественного воспитания, – упразднены пионерская и комсомольская организации – произошла резкая девальвация нравственных ценностей. Истинный патриотизм был обесценен, что позволило в значительной степени утвердиться в молодежной среде безнравственности, обесцениванию высоких идеалов, лжепатриотизму. Само слово «патриотизм» стало унизительным. Демократия отдельными личностями ошибочно воспринималась как разгул вседозволенности.
Ослабление патриотического воспитания позволило заполнить образовавшуюся нишу появлением молодежных групп антисоциального поведения и даже групп фашиствующих молодчиков – скинхедов, неформальных молодежных движений, что очень опасно как для становления личности, так и для исторического развития страны.
В сложившейся ситуации большую озабоченность проявило само государство. Была принята Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», затем последовали Постановления Правительства «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», 2011–2015 годы. Большим вкладом в патриотическое воспитание населения страны явилось присвоение 40 городам страны почетного звания «Город воинской славы», установление Дней воинской славы России и порядка проведения мероприятий, посвященных памятным датам.
Большую роль в воспитании детей играет появление в образовательных учреждениях и домах творчества юных отделений дополнительного образования детей, что в какой-то мере способствовало возрождению детского движения, появлению детско-юношеских организаций и объединений. К сожалению, вопрос об объединении детей в единую организацию в масштабе страны до сих пор не решен и находится в стадии развития.
В данной ситуации большое значение приобретает процесс консолидации усилий педагогов школ, отделений дополнительного образования детей по изучению положительного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию, созданию некой «копилки», «баз данных» педагогического опыта и мастерства по существующей проблеме, чтобы в любой момент необходимый материал как образец и практическое подспорье в работе мог быть востребован, использован, обогащен своими творческими находками и наработками.
Данный сборник практических методических материалов в современной педагогической реальности является одним из первых материалов практической деятельности патриотической направленности, однако он не является трафаретом или кондуитом, обязательным к исполнению.
Свою деятельность по патриотическому воспитанию обучающихся педагог может и должен строить исходя из необходимости и востребованности проводимого мероприятия, опираясь на запросы детей, родителей, учителей, используя свои профессиональные возможности и способности, т.е. к представленному материалу в сборнике следует подходить креативно, творчески перерабатывая авторскую мысль или сценарный ход патриотического события, предложенного в определенном сценарии сборника.
В методических материалах использованы стихи известных авторов: А. Ахматовой, О. Берггольц, Ю. Воронова, В. Инбер, А. Молчанова, Е. Евтушенко и др.
Автор не претендует на безапелляционность и исключение критических замечаний со стороны педагогов, однако будет признателен, если хотя бы маленькая толика предложенного в сборнике материала станет полезной педагогам-практикам и будет востребована ими. Это также позволит педагогам сэкономить время на поиски нужного материала в различных источниках и эффективнее использовать свое время в практической деятельности.
«Память сердца» – замечательный подарок к 70-летию Победы педагогам, которые занимаются гражданско-патриотическим воспитанием школьников и молодежи. Содержание сборника отличается тем, что в нем помещены методические материалы, отражающие современные реалии жизни – материалы ко Дням воинской славы России: Бородинскому сражению, Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Дню Сталинградской битвы. Завершают сборник материалы акции «Имена на поверке» и митинга поколений «Защитим нашу Победу!» Данный материал поможет молодому поколению лучше изучить и сохранить Память о Великом подвиге народа и нашей Великой Победе.
Наш сборник – это хорошее подспорье для учителей истории, литературы, педагогов дополнительного образования детей, а также студентов – будущих учителей и педагогов, которыми представленный материал может быть использован как во время педагогической практики, так и в период самостоятельной деятельности.
Сегодня патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в образовании России, оно состоит в формировании и развитии патриотического сознания юных граждан страны, их готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей и как фактор сохранения стабильности общества. В этом состоит общий долг педагогического сообщества перед Родиной.