Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Актуальность выбранной формы самостоятельной работы вызвана современными требованиями к высшему образованию, разработана в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины, отражает наиболее актуальные проблемы и имеет четкую практическую направленность. Написание реферата (эссе) является для студента первым опытом самостоятельного научного исследования. Грамотное выполнение реферата (эссе) предполагает, что студент умеет практически применять знания, полученные им в процессе изучения курса «Макроэкономика».

Целью изучения макроэкономики является освоение студентами методов количественной и качественной оценки макроэкономических процессов с привлечением математико-статистического инструментария и информационных технологий. Формирование экономического мышления у студентов на основе изучения условий, факторов и результатов развития национальной экономики в целом; умения понимать процессы и явления, происходящие в экономической жизни общества, находить способы разрешения экономических проблем. Ознакомление студента с современными школами и теоретическими течениями макроэкономики, математическим аппаратом исследования экономических агрегатов и их функциональных связей.

Задачи:

– сформировать понятийный аппарат, связанный с анализом общеэкономических проблем;

– дать понятия о сложной системе рыночных факторов и сил на уровне отдельных рынков, предприятий, фирм;

– способствовать формированию студентов мыслящих грамотными экономическими категориями при подготовке рефератов, выступлений на семинарах и студенческих конференциях.

Целью написания рефератов (эссе) является:

– привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде);

– привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле;

– приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста;

– выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.

Основной целью написания реферата (эссе) является формирование навыков и умений работать с учебной и научной литературой, периодическими изданиям и информационными ресурсами в сети Internet.

Основные задачи студента при написании реферата:

– с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции;

– верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;

– уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.

Предлагаемые методические указания способствуют достижению результатов теоретического изучения дисциплины, в итоге студент должен:

знать основные категории макроэкономики, цели макроэкономической политики в современной рыночной экономике;

уметь использовать приемы и методы макроэкономики для оценки экономической ситуации; применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории;

владеть анализом экономических проблем на макроуровне в реальной хозяйственной ситуации. Для успешного изучения основ принятия управленческих решений на макроуровне с использованием методов агрегирования и моделирования, информационных технологий.

Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere – докладывать, сообщать) – письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением информации из одного или нескольких источников.

Реферат предполагает осмысленное изложение содержания главного и наиболее важного (с точки зрения автора) в научной литературе по определенной проблеме в письменной или устной форме.

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») – сочинение небольшого объёма и свободной структуры в форме обозрения проблемы с использованием литературных источников. Автором формулируется проблема, затем рассматривается, приводятся аргументы с опорой на литературные источники.

Эссе отражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку. В отношении объёма и функции эссе граничит с научной статьёй. Здесь допускаются такие личностные обороты как «я думаю», «я предполагаю», «я считаю» и пр.

Чтобы выразить свое собственное мнение по определенной проблеме, требуется, во-первых, хорошо знать исходный материал, а во-вторых, быть готовым умело передать его содержание в письменной форме и делать логичные выводы.

Основная часть реферата (ээсе) может быть представлена одной или несколькими главами, которые могут включать 2–3 параграфа (подпункта, раздела).

Студент должен следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию главы (параграфа). Материал в реферате рекомендуется излагать своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, т.е. на тех авторов, у которых взят данный материал в виде мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр.

Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общеизвестных сокращений и аббревиатуры. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом.

При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы.

Написание реферата (эссе) требует от студента понимания и видения экономической проблемы в целом, умения провести экономический анализ явлений экономической жизни общества, сделать обобщения и на основе проведенного исследования дать правильные теоретические выводы и практические рекомендации.