На современном этапе развития рыночного механизма хозяйствования, при повышении уровня конкуренции, нестабильности, слабой предсказуемости условий хозяйствования, динамики самих рынков особую актуальность приобретают проблемы сбалансированности показателей спроса и предложения. Важно осознавать, что для решения этих задач необходимо повышать эффективность не только текущего, но и перспективного планирования. 2-е издание научной монографии: «Ситуационно-стратегическое планирование в экономике» наиболее полно и комплексно освещает формирование принципиально нового механизма планирования, объединяющего стратегическое планирование на перспективу и ситуационное планирование в текущем периоде в единую систему. Стратегическое планирование должно определять главные цели и основные направления развития, предусматривать необходимый диапазон для маневрирования стратегиями при текущем планировании. Ситуационные (текущие) планы должны не противоречить стратегическим, а дополнять и конкретизировать их. Отличительной чертой предлагаемой ситуационно-стратегической системы планирования является её нацеленность на конечный результат – выпуск конкурентоспособной продукции, лучшее удовлетворение потребительского спроса.
В 1-м томе книги раскрывается теория повышения общественной полезности товарного предложения фирмы. Даются определения понятиям «народнохозяйственная», «хозрасчётная», «потребительская» эффективность товара, предлагаются показатели их исчисления. Раскрываются методологические подходы взаимосогласованного повышения этих показателей. Для этого анализируются жизненные циклы спроса и предложения товара, раскрывается влияние стадий изготовления продукта в их сближении.
Особое место отводится формированию ассортиментного плана фирмы. В условиях динамично меняющихся рынков, появления новых покупателей и конкурентов, дифференциации потребительского спроса особую важность приобретают показатели широты товарной номенклатуры (ТН) и ассортимента, глубины, гармоничности, эластичности товарного ассортимента (ТА). В книге предлагаются конкретные матрицы ассортиментных программ и алгоритмы принятия решений по корректировке показателей ТА с учётом меняющегося спроса на рынках. Наряду с этим освещается методологический подход взаимосогласованного планирования с учётом потребительского спроса других основных показателей плана: цены, качества и объёмов товарного предложения фирмы. Исследуется их влияние на показатели хозрасчётной и потребительской эффективности конкретного товара и товарного предложения фирмы в целом.
Даётся определение целевой функции товара. Эффект от товара оценивается через показатель результативности его целевой функции. Предлагаются матрицы планирования основных показателей конкурентоспособности товарного предложения и алгоритмы принятия решений по их оптимизации. В связи с этим очень важно, что в книге предпринят анализ эффективности товарного предложения той или иной отрасли с точки зрения удовлетворения не только спроса на конкретных локальных рынках, но и с точки зрения удовлетворения совокупного спроса на товары данной отрасли. Тем самым становится возможным оценить степень удовлетворения спроса в разрезе всех потенциальных потребителей товаров отрасли. Таким образом, при планировании повышения общественной полезности товарного предложения становится возможным соединить планирование на микро- и макроэкономическом уровне.
Планирование деятельности предприятия всегда должно затрагивать внешний и внутренний аспекты. В книге очень большое внимание уделяется исследованию делового окружения фирмы. Это та сторона деятельности предприятия, которая до настоящего времени очень плохо прогнозировалась. В лучшем случае фирма ограничивалась маркетинговым анализом товарных рынков. Однако не менее важен анализ ресурсных рынков, а также анализ уровня интенсивности конкуренции как на товарных, так и на ресурсных рынках. Предложенный методологический подход к такому анализу и прогнозированию изменения товарных и ресурсных рынков, конкуренции на них, покупателей и продавцов, предложения и спроса открывает фирме новые возможности для оценки своих перспектив и повышения эффективности хозяйствования.
Конкурентный статус отечественных товаропроизводителей существенно снижается из-за того, что по сравнению с зарубежными компаниями они имеют значительно более высокие издержки производства. Поэтому в книге большое внимание уделяется механизмам планирования оптимального ресурсного обеспечения и рационального использования ресурсов. Стратегии ресурсного обеспечения производства предлагается связывать с планируемыми товарными стратегиями, а показатели материалоёмкости, трудоёмкости, фондоёмкости исследовать не в целом по производству, а для каждого вида товара. Такой подход позволяет перейти к адресному планированию программ ресурсного обеспечения и рационального использования ресурсов, рассчитанных не на производство в целом, а на изготовление конкретных видов товаров. Это позволит спланировать графики оптимальной загрузки производственных мощностей и занятости трудовых ресурсов, планировать экономию ресурсов и снижение затрат с учётом особенностей реализуемой товарной стратегии. Раскрывается роль стадий изготовления продукта в повышении рационального расхода ресурсов и эффективности изготавливаемых товаров.
Рекомендуемая система планирования является динамической. В число основных показателей планирования продуктовых программ и программ ресурсного обеспечения предприятия мной предлагается ввести новый и очень важный показатель, который можно охарактеризовать как «фактор времени». Предлагается синхронизировать жизненные циклы использования технологических, материальных, кадровых ресурсов друг с другом и с жизненными циклами товара и спроса на него на рынке. Впервые исследуется зависимость между жизненными циклами и показателями спроса на рынках товаров и услуг. Даётся определение совокупного жизненного цикла конечного изделия и с этих позиций предлагается планировать не только товарные, но и ресурсные стратегии фирмы, в том числе исследовать временные стадии использования фирмами технологических, материальных, кадровых ресурсов, формирования спроса на них и на товары фирмы. Особое место уделено анализу базовых технологий: изменчивой, стабильной и плодотворной, особенностям их использования и формирования спроса на них при различных товарных стратегиях.
Принципиальной новизной ситуационно-стратегической системы планирования является то, что для решения широкого круга задач по оптимизации состава ТН и ТА, целевой функции продукта и составляющих её параметров, множества показателей позиционирования товара на рынке предлагается использовать теорию множеств. Суть использования теории множеств для планирования экономических процессов заключается в следующем: во-первых, предлагается исследовать каждый вид товара и показатели его предложения не разрозненно, а как совокупное множество, т.е. корректировать не отдельный показатель предложения в соответствии с отдельным показателем спроса, а оперировать и при регулировании спроса, и при корректировке предложения огромными, взаимосвязанными и влияющими друг на друга множествами, находить наибольший синергетический эффект от оптимизации и наилучшей сочетаемости анализируемых множеств; во-вторых, исследовать данные множества и их отдельные элементы в динамическом процессе, составлять планы корректировок отдельно для каждой стадии жизненного цикла товара; в-третьих, строить матрицы для более быстрой и оперативной корректировки показателей предложения в соответствии с меняющимся спросом и алгоритмы нахождения оптимальных решений. Раскрывается методология использования теории множеств для рационализации расхода различных видов ресурсов и нахождения их оптимальной сочетаемости при изготовлении товаров.
В 1-м томе книги мной фактически разработана теория анализа и прогноза основных показателей спроса и предложения на ресурсных и товарных рынках и определены методологические подходы к их сбалансированности как на отдельных локальных рынках, так и по совокупности рынков, т.е. с учётом совокупного спроса. Содержатся рекомендации по повышению общественной полезности товара с учётом достижения и временных соответствий показателей спроса и предложения, а также с учётом согласованной оптимизации показателей хозрасчётной и потребительской эффективности товара. Таким образом, предложенные в 1-м томе книги методологические подходы к анализу основных показателей конкурентоспособности товарного предложения, исследованию делового окружения фирмы и её стратегических возможностей с учётом «фактора времени» создают базу, тот фундамент, который должен лежать в основе ситуационно-стратегического планирования повышения эффективности товарного предложения как на микро-, так и на макроэкономическом уровне хозяйствования.