Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Второй том научной монографии «Моделирование оптимальных стратегий и программ» наиболее полно и всесторонне освещает многоуровневой, комплексный, сквозной характер ситуационно-стратегической системы планирования, которая должна охватывать все уровни хозяйствования: «регион – отрасль – предприятие». Определены цели, задачи, стратегии развития всех субъектов хозяйствования и построены схемы матричных прямых и обратных взаимосвязей между ними. Предприятия остаются в своей экономической, хозяйственной деятельности независимыми, но при планировании должны учитывать стратегические планы развития отраслей и регионов как установленные условия хозяйствования.

Предлагаемая система ситуационно-стратегического планирования базируется на теории идей, берущих начало от знаменитого труда Адама Смита «Богатства народов». Предлагаемые в монографии механизмы регулирования в условиях рыночной экономики, в результате которых прибыли предприятий и их конкурентный статус на рынках будут зависеть от повышения потребительской эффективности выпускаемой ими продукции, прямо согласуются с идеями Адама Смита о том, что выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности.

В книге раскрывается новая логика осуществления предлагаемой ситуационно-стратегической системы планирования. Законы логики в экономике меняют своё направление и сущность. Вместо закона логики от простого к сложному, когда по совокупности экстраполированных темпов роста предприятий складывались планы развития отрасли, региона, народного хозяйства в целом, начинает доминировать закон от общего к частному: от стратегических планов развития народного хозяйства, регионов, отраслей к стратегическим планам предприятий. Вместо логического закона от достигнутого к прогнозируемому начинает воплощаться закон от прогнозируемого к планируемому. На смену прогнозов от достигнутого уровня развития приходят прогнозы развития ситуации. Складываются новые законы экономической логики от прогноза ситуации к текущему плану и к законам маневрирования текущими стратегиями в границах стратегического плана развития. Ситуационно-стратегическая система планирования предполагает также новые цели и ориентиры, которые напрямую связаны с повышением конкурентоспособности товаров, т.е. предполагается, что как конкретный товар, так и товарное предложение в целом должны наилучшим образом удовлетворять общественные потребности – потребительский спрос. Тем самым получение текущих и даже долгосрочных прибылей уже становятся производными задачами, так как их получение и размеры ставятся в зависимость от достижения главной цели – наилучшего удовлетворения товаром потребительского спроса. В этом очень важное и ключевое отличие формируемой системы планирования от тех систем, которые существовали в России до этого.

В книге развивается теория стратегического планирования и в связи с этим впервые определяются основные стратегии регионального и отраслевого развития. Существенно дополнена и развита теория определения стратегий хозяйствования на уровне предприятия. В результате приводятся схемы наиболее типичного сочетания и взаимосвязей стратегий развития регионов, отраслей и предприятий на долгосрочную и текущую перспективу. Методология определения стратегий субъектов хозяйствования разного уровня базируется на прогнозировании стратегических ресурсных возможностей и агрессивности внешней среды (изменений рынка, спроса, покупателей, конкуренции), что позволит реализовать комплексный подход к решению задач повышения эффективности хозяйствования как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Для наиболее распространённых продуктово-рыночных стратегий фирмы определены профилирующие показатели, играющие роль фактора успеха и типичные ресурсные стратегии. Предложены механизмы исследования взаимосвязей между показателями ресурсных возможностей и основными показателями товарной стратегии фирмы с учётом фактора времени и нестабильности среды, условий хозяйствования.

Предлагаемая система планирования является динамической. Проведена сегментация рынков и раскрыты методологические подходы к выбору стратегических зон хозяйствования фирмы (СЗХ), маневрированию ими, а также динамическому моделированию позиций фирмы на рынках с учётом «миграции» покупателей по покупательским сегментам и изменения зон позиционирования товаров под влиянием условий хозяйствования и различных факторов. Абсолютной новизной обладают построенные модели оптимизации региональных рынков и оптимизации продуктовых программ отрасли с учётом динамики потребительского спроса. При построении моделей ситуационного развития рынков региона учитывалось, что регион не только экономическая, но и социальная система и должен руководствоваться в своей деятельности не только экономическими соображениями повышения своей прибыльности, доходности, но и в первую очередь ориентироваться на решение социальных проблем региона и удовлетворение потребностей проживающего в нём населения. Повышение капитализации предприятий отрасли тоже является вторичной целью по отношению к наилучшему удовлетворению совокупного спроса в товарах отрасли. Тем самым при моделировании ситуаций развития рынков региона и товаров отраслей предлагается учитывать не только экономические, но и социальные факторы, а при выборе, усилении или смене стратегий регионального и отраслевого развития руководствоваться в первую очередь главной целью – достижением наилучшего удовлетворения потребностей покупателей. Учёт социально-политического фактора при исследовании экономической системы в динамике, на мой взгляд, представляет большой интерес для дальнейших научных исследований.

В рамках осуществления ситуационно-стратегической системы планирования предлагается использовать комбинированные системы адаптационного ситуационного моделирования. Построение ситуационных моделей для выбора оптимальных стратегических зон хозяйствования фирмы и товарных стратегий в них, безусловно, огромный шаг вперёд в развитии приёмов динамического планирования, т.е. в условиях постоянно меняющихся рынков, потребительской конъюнктуры, потребительского спроса, конкуренции. Эти модели не копируют зарубежные матрицы, а построены на принципиально иной теоретической основе и могут найти более широкое применение.

Ситуационные модели оптимизации программ обеспечения фирмы технологическими, материальными и трудовыми ресурсами и выбора стратегических зон их приобретения на ресурсных рынках обеспечат многовариантность выбора программ ресурсообеспечения фирмы и повысят обоснованность выбора среди них оптимального. Кроме того, станет возможным планировать изменение ресурсных стратегий во времени, с учётом реализуемых товарных стратегий, предложения ресурсных рынков и конкуренции на них. Методологические подходы, заложенные в построении данных моделей, обладают безусловной научной новизной, так как даже в зарубежной теории и практике не существует подобных аналогов.

В ходе предпринятого исследования предложены методологии графического планирования основных показателей позиционирования товара на рынке с помощью трёхмерной системы координат и разработаны алгоритмы нахождения оптимальных решений. Например, разработаны алгоритм ситуационного выбора СЗХ в зависимости от различных возможностей фирмы и условий развития рынков и спроса и алгоритм ситуационного выбора стратегий и формирования показателей товарного предложения. Данные алгоритмы позволяют оценить различные ситуации возможного развития и выбрать основные продуктово-рыночные стратегии, определить критерии успеха и допустимый диапазон изменения значений показателей товарного предложения, т.е. осуществить текущее ситуационное планирование в границах стратегических планов. Разработанный механизм осуществления ситуационно-стратегической системы планирования, изложенный во 2-м томе книги, позволит решать динамические задачи множественной оптимизации в условиях нестабильных рынков как на микро-, так и на макроэкономическом уровне хозяйствования и значительно повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, обеспечить лучшее удовлетворение потребительского спроса.