25–29 сентября 2014 года в Японии в университете Киото Сангё прошел Международный виртуальный форум по русистике, культуре, педагогике: «Социокультурные и филологические аспекты в образовательном и научном контексте». Организаторами международного форума являлись проф. Минасян Светлана Михайловна и проф. Мицуси Китадзё. Автором-составителем научного сборника является Минасян Светлана Михайловна, профессор РАЕ, доцент кафедры теории и истории педагогики Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна. Международный Координационный Совет и Независимые эксперты Европы, России и США дали высокую оценку научному уровню проведения Международного форума.
Форум был организован Международным координационным Советом (Армения, Италия, Россия, Словакия, США, Чехия, Южная Корея) в рамках проекта «Создание виртуального образовательного пространства мирового сообщества».
В приветственном слове участникам форума ректор университета Киото Сангё доктор филологических наук, профессор, Тэрумаса Осиро и автор проекта С.М. Минасян отметили, что работа форума посвящена проблемам сохранения, поддержки, развития русского языка, русской культуры и их роли в современном мире; объединяет лингвистов, методистов, культурологов, литературоведов и педагогов из разных стран для комплексного анализа актуальных проблем в гуманитарной сфере деятельности национальных социумов, поиска путей повышения эффективности международного сотрудничества на основе создания инновационной межкультурной образовательной среды.
В работе форума участвовало 155 ученых и преподавателей университетов из 27 стран. Многоаспектность поставленных целей, их актуальность и значимость для всех национальных сообществ определили широту проблематики и содержательное многообразие представленных материалов.
На научном форуме наиболее широко было представлено направление «Методика преподавания иностранных языков», в частности русского как иностранного (РКИ). В контексте современной лингводидактики авторы рассматривали теоретико-методологические и практические аспекты иноязычного обучения: общие и частные вопросы лингвообразовательных методик, формирование разнотипных компонентов коммуникативной компетенции; особенности обучения РКИ в составе разнородных групп, в моно- и полиэтнической образовательной среде; явления глобализации, регионального распространения иностранных языков и тенденции в их преподавании; формирование поликультурной личности – субъекта
иноязычного общения; использование проектной технологии в языковом обучении, проектирование инновационного учебника по РКИ. В ряде работ методически интерпретировали аспекты близкородственных отраслей филологического знания: лингвистические, лингвострановедческие, социо- и лингвокультурные, лингвосинергетические, психолингвистические.
В области «Инновации в филологической науке» были обсуждены исследования в области дискурса, лексикологии и лексикографии, ономастики, сопоставительной когнитивистики, словообразовательных, морфологических, лексико-фразеологических, синтаксических, стилистических и семантико-прагматических особенностей национальных языков. В широком междисциплинарном контексте авторы рассматривали место лингвистики в системе современного гуманитарного знания, механизмы, определяющие развитие языковой системы, выстраивали лингвистическую модель акцента в речи иностранных учащихся, рассматривали лингвистический корпус региональных СМИ в аспекте страноведения.
Направление «Билингвальное образование: возможности и перспективы» отмечено заинтересованным обращением лингвистов и педагогов к данной проблеме, актуализированной активными миграционными процессами в современном глобализирующемся мире. Авторов волновали вопросы становления детского билингвизма, билингвального образования в начальной, средней и высшей школе, психосемантические аспекты влияния иностранного языка на стиль межличностных отношений билингва в профессиональной сфере.
Интересные работы обсуждались и анализировались в направлении «Новая парадигма педагогической теории». Ученые рассматривали современные подходы к обучению и воспитанию, реализуемые в условиях семьи или образовательных учреждений. В поисках путей оптимизации образовательного процесса и гармонизации в нем межсубъектных отношений. Авторы обратились к мировому педагогическому наследию, анализировали опыт разных стран в реализации методологических и дидактических аспектов педагогической деятельности, выявляли специфику современных педагогических парадигм и их возможности для повышения качества образовательной деятельности.
Инновационные направления имели «Межкультурные аспекты педагогической деятельности», которые акцентировали внимание аудитории на наиболее актуальных вопросах в указанной сфере, осложненных геополитической и социальной нестабильностью во многих регионах мира. Авторы представленных материалов поднимали проблемы политкультурности и политкорректного образования в условиях неоднозначно воспринимаемых национальными сообществами глобализационных процессов, анализировали результаты кросскультурных гендерных исследований, предлагали пути формирования конфликтологической межкультурной компетенции учащихся, воспитания их в духе межкультурного диалога и уважения национальных традиций, рассматривали психолингвистические аспекты в обучении межкультурной коммуникации.
Особый интерес представлял раздел «Информационные технологии в образовании». Самые разнообразные вопросы были рассмотрены учеными и преподавателями университетов: использование разноплановых информационно-коммуникативных средств в целях обучения и воспитания: ресурсов учебного телевидения, мультимедийных обучающих технологий, лекции нового типа с использованием информационных технологий.
В области литературы «Литературные горизонты» обсуждались вопросы исследования своеобразия поэтики, сюжетно-образных систем, проблематики в национальных литературах. Интерес исследователей вызывали также вопросы соотношения языковых традиций и языковых процессов в идиостиле писателя, сопоставительный анализ текста литературного источника и его художественного перевода, восприятия и интерпретации произведения или элементов его художественно-образной системы в иноязычной культуре.