Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE ROLE AND PLACE OF SPECIAL COURSE «MORAL-AESTHETIC INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND STUDENTS» IN THE SYSTEM OF FUTURE TEACHERS’ TRAINING TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Zhekibayeva B.A. 1 Shaushekova B.A. 1
1 Y.A. Buketov Karaganda State University
2170 KB
The aricle presents one of the results from the dissertation research ,where the main point is in the necessity of the development and implementation of the special course «Moral- aesthetic interaction between teachers and students» in the system of future teachers’ training to the professional activity. Analysis of pchychological and pedagogical literature allows the article’s authors to make a conclusion that it is nesessary future teachers’ training to their professional activity to begin from the first-course high-school studing and in this basis determine the role and place of this special course among others studied by the pedagogical students. Purposes and problems, the content and stucture of the special course is aimed at forming and systematization of students’ knowledge about the role of Moral- aesthetic interaction between teachers and students in the creation of the collaborative relationship of its participants, as Moral and aesthetic development of the subjects of this process too.
interaction
moral
aesthetic
moral and aesthetic interaction
subject-objective
subject-subjective relation

Изучение спецкурса «Нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и учащихся» является одним из звеньев системы подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, охватывающей не только всестороннюю теоретическую, но и практическую подготовку студентов к нравственно-эстетическому взаимодействию с учащимися. В связи с этим мы определили место данного спецкурса среди других дисциплин, изучаемых студентами педагогических специальностей.

Мы убеждены в том, что подготовку будущих учителей к нравственно-эстетическому взаимодействию с учащимися необходимо начинать с первых лет обучения в вузе, постепенно укрепляя установку на нравственно-эстетическое взаимодействие, расширяя, систематизируя знания студентов об особенностях педагогического процесса, роли взаимодействия в создании отношений сотрудничества его участников, нравственно-эстетическом развитии субъектов этого процесса, отрабатывая необходимые для этого умения и навыки.

Материалы и методы исследования

При определении места спецкурса мы исходили из следующих положений:

– спецкурс «Нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и учащихся» должен быть органически связан с изучаемыми психолого-педагогическими дисциплинами и являться продолжением курса «Педагогика»;

– до изучения спецкурса студенты должны быть ознакомлены с теорией воспитания и иметь общие представления об основах нравственного и эстетического воспитания школьников;

– спецкурс направлен на организацию учебно-воспитательной деятельности студентов по усвоению концепции целостного педагогического процесса, теории общения, формированию у них знаний и умений нравственно-эстетического взаимодействия и ориентирован на разработанную нами модель подготовки будущих учителей;

– спецкурс должен предшествовать педагогической практике студентов, так как практическая деятельность будущих учителей содержит возможность переноса знаний и умений будущих учителей планировать, организовывать, анализировать, корректировать нравственно-эстетическое взаимодействие с учащимися в реальный процесс работы школы.

Целью разработанного нами спецкурса является формирование у будущих учителей понимания сущности и особенностей нравственно-эстетического взаимодействия и его роли в обеспечении функционирования системы «человек-человек». Реализация этих целей связано с решением следующих задач:

1. Сформировать у будущих учителей целостное представление о нравственно-эстетическом взаимодействии.

2. Углубить и обобщить знания студентов об объекте профессиональной деятельности;

3. Совершенствовать умения и навыки будущих учителей по планированию и организации нравственно-эстетического взаимодействия с учащимися;

4. Систематизировать умения будущих учителей по анализу и самоанализу педагогической деятельности;

5. Научить будущих учителей анализировать и корректировать ситуации нравственно-эстетического взаимодействия с учащимися.

В целом, спецкурс предназначен для студентов педагогических специальностей и имеет своей целью помочь будущим учителям различных предметов овладеть умениями и навыками нравственно-эстетического взаимодействия с учащимися.

Результаты исследования и их обсуждение

Спецкурс «Нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и учащихся» имеет свое содержание, в которое входит план работы над темой, методические указания по работе над темами, список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, тесты и задания для самоконтроля. Спецкурс имеет следующую структуру (таблица).

Данный спецкурс рассчитан на 46 часов, из них лекции – 18 часов, семинары – 18 часов, самостоятельная работа студентов – 10 часов.

Основные формы работы по спецкурсу: работа с научными источниками, разработка и защита проектов, подготовка и выступление с докладами, рефератами и сообщениями, моделирование и решение педагогических задач и ситуаций, участие в деловых и ролевых играх.

В первом блоке спецкурса «Теоретико-методологические основы нравственно-эстетического взаимодействия» дается характеристика понятий «этика», «взаимодействие», «нравственное», «эстетическое» с философской, этической, социальной и психолого-педагогической точек зрения [1–3]. Раскрываются сущностные характеристики нравственно-эстетического взаимодействия, его специфические особенности, обосновываются взаимосвязи процесса развития нравственно-эстетической потребностно-мотивационной сферы и процесса нравственно-эстетического развития личности, рассматриваются субъект-объектные, субъект-объект – субъектные, субъект-субъектные связи как показатель, условие и результат совместной деятельности, а также характеризуются формы, методы и средства нравственно-эстетического взаимодействия в педагогическом процессе. В рамках первого блока спецкурса раскрываются роль деятельности и общения в нравственно-эстетическом взаимодействии, особенности реализации воспитательных механизмов педагогического процесса на уроке и на внеурочных и воспитательных мероприятиях, роль учителя в организации этого процесса, а также доказывается необходимость нравственно-эстетического взаимодействия в педагогическом процессе школы как условие развитие личности школьника.

Второй блок предлагаемого спецкурса «Генезис идей нравственно-эстетического взаимодействия в педагогике» посвящен анализу развития идей нравственного эстетического воспитания в истории педагогики и на основании изучения научных трудов О.В. Лармина, О.А. Праздниковой, М.Ф. Овсянникова, Б.Т. Лихачева доказывается неразрывное единство нравственного и эстетического воспитания как основы нравственно-эстетического взаимодействия учителя и учащихся [4–7]. Раскрываются особенности межличностного взаимодействия и взаимоотношений в формировании нравственно-эстетических качеств личности школьника, акцентируется внимание на проблемы формирования эмоциональной культуры школьников как необходимого условия его нравственно-эстетического развития.

В третьем блоке «Реализация идей нравственно-эстетического взаимодействия в педагогическом процессе школы» определяются критерии и показатели готовности будущего учителя к нравственно-эстетическому взаимодействию, а также критерии и признаки нравственно-эстетической воспитанности учащихся и межличностных отношений в ученическом коллективе. Важное место в данном спецкурсе занимают семинарские и практические занятия, в ходе которых формируются и развиваются необходимые умения и навыки нравственно-эстетического взаимодействия, кроме того студенты учатся планировать свою работу, вычленять нравственно-эстетические аспекты содержания учебного материала, отбирать наиболее целесообразные формы и средства, анализировать результат.

Тематический план спецкурса «Нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и учащихся»

№ п/п

Тематика занятий

Кол-во часов

Л

С

СРС

Блок 1. Теоретико-методологические основы нравственно-эстетического взаимодействия

 

1

Взаимодействие как объект философского познания

2

2

2

2

Научно-психологические основы взаимодействия

2

2

1

3

Научно-педагогические основы взаимодействия

2

2

1

Блок 2. Генезис идей нравственно-эстетического взаимодействия в педагогике

 

4

Нравственное воспитание в истории педагогики

2

2

1

5

Развитие идей эстетического воспитания в педагогической мысли

2

2

1

Блок 3. Реализация идей нравственно-эстетического взаимодействия в педагогическом процессе

6

Психолого-педагогические аспекты нравственно-эстетического взаимодействия учителя к с учащимися

2

2

1

7

Методика организации нравственно-эстетического взаимодействия учителя с учащимися

2

2

1

8

Психолого-педагогический мониторинг нравственно-эстетического взаимодействия

4

4

2

 

Итого:

18

18

10

Содержание спецкурса направлено на конкретизацию основных сущностных характеристик категории «взаимодействие», для этого на основе деятельностного подхода мы показали взаимосвязь этой категории с категориями «деятельность», «общение», «личность» «сознание», «психика» и др. Внимание студентов акцентируется на характеристиках взаимодействия с психологической точки зрения, среди которых:

– активность как показатель обеих сторон взаимодействия, имеющих качество субъекта;

– системность как показатель целостности множества взаимосвязанных процессов, в которой в единстве выступают субъект – субъектные, субъект – объект – субъектные связи;

– целенаправленность и осознанность как показатель личностной зрелости, субъектности участников этого процесса, которое выражается в выборе форм взаимодействия (сотрудничество и общение);

– субъект – субъектные, субъект – объект – субъектные связи как показатель межличностных отношений и связей в предметно-практической, познавательно-преобразовательной деятельности.

Кроме этого, ряд вопросов, изучаемых в спецкурсе, направлено на определение механизма нравственно-эстетического взаимодействия. Это потребовало анализа и выявления соотношения понятий «потребность» и «нравственно оправданная потребность», «мотив» и «мотивы нравственно-эстетического поведения», «потребностно-мотивационная сфера» и развитие этой сферы, а также диалектической взаимосвязи названных понятий с понятиями «ценность» и «интерес». И это не случайно, потому что с позиций истмата, общественное бытие отражается в общественном сознании сквозь призму потребностей, интересов и ценностей.

Выводы

В результате такого анализа нам удалось подвести будущих учителей к выводу о том, что эти понятия следует рассматривать в такой взаимозависимости:

– сознание и психику как внутренние характеристики деятельности;

– деятельность как динамическую систему взаимодействий субъекта с предметным миром, как условие формирования мотивов, целей деятельности, личностно-значимых ценностей, чувств, убеждений;

– деятельность как форму активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности как «нужде», «необходимости» в чем-либо (Л.С. Рубинштейн) [8];

– личность как деятельного субъекта общественных отношений.

– потребность как внутренний побудитель активности, нужду субъекта во внешних условиях бытия, обстоятельствах, причину деятельности и всякой жизнедеятельности, (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский) [9–11];

– потребность как побудитель совместной деятельности, преобразуя которую, человек способен изменять действительность под влиянием духовных потребностей, заключенных в потребностной сфере (потребность в истине, красоте, доброте людей);

– нравственно оправданную потребность личности как потребность, отвечающую требованиям общества, соответствующую принятым в этом обществе вкусам, ценностям, оценкам, а главное, мировоззрению;

– нравственно-эстетическую потребность как осознание зависимости от социального целого, добровольное подчинение его воле, как необходимое условие собственного развития, как стремление человека соотносить и соизмерять свое поведение с признанными обществом моральными и эстетическими нормами и оценками;

– потребность как внутренний стимулятор и регулятор поведения и нравственно-эстетического взаимодействия;

– ценности как активную духовную побудительную силу человеческой деятельности;

– удовлетворение нравственно-эстетических потребностей как целенаправленную деятельность;

– удовлетворение духовных потребностей как восприятие, усвоение, использование духовных ценностей, т.е. духовного потребления (С.Ф. Анисимов) [12];

– мотив как нравственное обоснование выбора варианта поведения, как источник поступков, как совокупность причин и доводов, как комплекс побуждений и переживаний;

– поступок как мотивированное действие, как отношение к другим людям;

– поведение человека как «стержневой вид человеческой деятельности»;

– ценностные отношения как результат нравственно-эстетического взаимодействия, как синтез процессов усвоения нравственных убеждений, формирование эстетических взглядов, идеалов и развитие высоких духовных ценностей.

Заключение

Изучение спецкурса позволило показать, как, при каких обстоятельствах происходит результативное взаимодействие учителя и учащихся, где и когда имеет место формирование ценностных отношений, которое возможно, на наш взгляд, если у субъектов взаимодействия сформирована нравственно-эстетическая потребностно-мотивационная сфера. Эта сфера формируется при условии, когда потребность совпадает с ценностью, то есть является значимой для личности, когда учитель руководствуется принципом ориентации на потребности-ценности и ценностные отношения. Это позволяет учителю преобразовать каждый момент совместной деятельности в проживание ценностных отношений: решение задач – в поиск истины, уход за цветами – в заботу о красоте, участие в дискуссии – в интерес к индивидуальности.

Таким образом, являясь одним из звеньев подготовки будущих учителей спецкурс, включающий лекционные и практические занятия, систематизирует и обобщает полученные теоретические знания, позволяет студентам совершенствовать и развивать профессионально-педагогические умения и навыки нравственно-эстетического взаимодействия с учащимися.