Изучение спецкурса «Нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и учащихся» является одним из звеньев системы подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, охватывающей не только всестороннюю теоретическую, но и практическую подготовку студентов к нравственно-эстетическому взаимодействию с учащимися. В связи с этим мы определили место данного спецкурса среди других дисциплин, изучаемых студентами педагогических специальностей.
Мы убеждены в том, что подготовку будущих учителей к нравственно-эстетическому взаимодействию с учащимися необходимо начинать с первых лет обучения в вузе, постепенно укрепляя установку на нравственно-эстетическое взаимодействие, расширяя, систематизируя знания студентов об особенностях педагогического процесса, роли взаимодействия в создании отношений сотрудничества его участников, нравственно-эстетическом развитии субъектов этого процесса, отрабатывая необходимые для этого умения и навыки.
Материалы и методы исследования
При определении места спецкурса мы исходили из следующих положений:
– спецкурс «Нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и учащихся» должен быть органически связан с изучаемыми психолого-педагогическими дисциплинами и являться продолжением курса «Педагогика»;
– до изучения спецкурса студенты должны быть ознакомлены с теорией воспитания и иметь общие представления об основах нравственного и эстетического воспитания школьников;
– спецкурс направлен на организацию учебно-воспитательной деятельности студентов по усвоению концепции целостного педагогического процесса, теории общения, формированию у них знаний и умений нравственно-эстетического взаимодействия и ориентирован на разработанную нами модель подготовки будущих учителей;
– спецкурс должен предшествовать педагогической практике студентов, так как практическая деятельность будущих учителей содержит возможность переноса знаний и умений будущих учителей планировать, организовывать, анализировать, корректировать нравственно-эстетическое взаимодействие с учащимися в реальный процесс работы школы.
Целью разработанного нами спецкурса является формирование у будущих учителей понимания сущности и особенностей нравственно-эстетического взаимодействия и его роли в обеспечении функционирования системы «человек-человек». Реализация этих целей связано с решением следующих задач:
1. Сформировать у будущих учителей целостное представление о нравственно-эстетическом взаимодействии.
2. Углубить и обобщить знания студентов об объекте профессиональной деятельности;
3. Совершенствовать умения и навыки будущих учителей по планированию и организации нравственно-эстетического взаимодействия с учащимися;
4. Систематизировать умения будущих учителей по анализу и самоанализу педагогической деятельности;
5. Научить будущих учителей анализировать и корректировать ситуации нравственно-эстетического взаимодействия с учащимися.
В целом, спецкурс предназначен для студентов педагогических специальностей и имеет своей целью помочь будущим учителям различных предметов овладеть умениями и навыками нравственно-эстетического взаимодействия с учащимися.
Результаты исследования и их обсуждение
Спецкурс «Нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и учащихся» имеет свое содержание, в которое входит план работы над темой, методические указания по работе над темами, список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, тесты и задания для самоконтроля. Спецкурс имеет следующую структуру (таблица).
Данный спецкурс рассчитан на 46 часов, из них лекции – 18 часов, семинары – 18 часов, самостоятельная работа студентов – 10 часов.
Основные формы работы по спецкурсу: работа с научными источниками, разработка и защита проектов, подготовка и выступление с докладами, рефератами и сообщениями, моделирование и решение педагогических задач и ситуаций, участие в деловых и ролевых играх.
В первом блоке спецкурса «Теоретико-методологические основы нравственно-эстетического взаимодействия» дается характеристика понятий «этика», «взаимодействие», «нравственное», «эстетическое» с философской, этической, социальной и психолого-педагогической точек зрения [1–3]. Раскрываются сущностные характеристики нравственно-эстетического взаимодействия, его специфические особенности, обосновываются взаимосвязи процесса развития нравственно-эстетической потребностно-мотивационной сферы и процесса нравственно-эстетического развития личности, рассматриваются субъект-объектные, субъект-объект – субъектные, субъект-субъектные связи как показатель, условие и результат совместной деятельности, а также характеризуются формы, методы и средства нравственно-эстетического взаимодействия в педагогическом процессе. В рамках первого блока спецкурса раскрываются роль деятельности и общения в нравственно-эстетическом взаимодействии, особенности реализации воспитательных механизмов педагогического процесса на уроке и на внеурочных и воспитательных мероприятиях, роль учителя в организации этого процесса, а также доказывается необходимость нравственно-эстетического взаимодействия в педагогическом процессе школы как условие развитие личности школьника.
Второй блок предлагаемого спецкурса «Генезис идей нравственно-эстетического взаимодействия в педагогике» посвящен анализу развития идей нравственного эстетического воспитания в истории педагогики и на основании изучения научных трудов О.В. Лармина, О.А. Праздниковой, М.Ф. Овсянникова, Б.Т. Лихачева доказывается неразрывное единство нравственного и эстетического воспитания как основы нравственно-эстетического взаимодействия учителя и учащихся [4–7]. Раскрываются особенности межличностного взаимодействия и взаимоотношений в формировании нравственно-эстетических качеств личности школьника, акцентируется внимание на проблемы формирования эмоциональной культуры школьников как необходимого условия его нравственно-эстетического развития.
В третьем блоке «Реализация идей нравственно-эстетического взаимодействия в педагогическом процессе школы» определяются критерии и показатели готовности будущего учителя к нравственно-эстетическому взаимодействию, а также критерии и признаки нравственно-эстетической воспитанности учащихся и межличностных отношений в ученическом коллективе. Важное место в данном спецкурсе занимают семинарские и практические занятия, в ходе которых формируются и развиваются необходимые умения и навыки нравственно-эстетического взаимодействия, кроме того студенты учатся планировать свою работу, вычленять нравственно-эстетические аспекты содержания учебного материала, отбирать наиболее целесообразные формы и средства, анализировать результат.
Тематический план спецкурса «Нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и учащихся»
№ п/п |
Тематика занятий |
Кол-во часов |
||
Л |
С |
СРС |
||
Блок 1. Теоретико-методологические основы нравственно-эстетического взаимодействия |
||||
1 |
Взаимодействие как объект философского познания |
2 |
2 |
2 |
2 |
Научно-психологические основы взаимодействия |
2 |
2 |
1 |
3 |
Научно-педагогические основы взаимодействия |
2 |
2 |
1 |
Блок 2. Генезис идей нравственно-эстетического взаимодействия в педагогике |
||||
4 |
Нравственное воспитание в истории педагогики |
2 |
2 |
1 |
5 |
Развитие идей эстетического воспитания в педагогической мысли |
2 |
2 |
1 |
Блок 3. Реализация идей нравственно-эстетического взаимодействия в педагогическом процессе |
||||
6 |
Психолого-педагогические аспекты нравственно-эстетического взаимодействия учителя к с учащимися |
2 |
2 |
1 |
7 |
Методика организации нравственно-эстетического взаимодействия учителя с учащимися |
2 |
2 |
1 |
8 |
Психолого-педагогический мониторинг нравственно-эстетического взаимодействия |
4 |
4 |
2 |
Итого: |
18 |
18 |
10 |
Содержание спецкурса направлено на конкретизацию основных сущностных характеристик категории «взаимодействие», для этого на основе деятельностного подхода мы показали взаимосвязь этой категории с категориями «деятельность», «общение», «личность» «сознание», «психика» и др. Внимание студентов акцентируется на характеристиках взаимодействия с психологической точки зрения, среди которых:
– активность как показатель обеих сторон взаимодействия, имеющих качество субъекта;
– системность как показатель целостности множества взаимосвязанных процессов, в которой в единстве выступают субъект – субъектные, субъект – объект – субъектные связи;
– целенаправленность и осознанность как показатель личностной зрелости, субъектности участников этого процесса, которое выражается в выборе форм взаимодействия (сотрудничество и общение);
– субъект – субъектные, субъект – объект – субъектные связи как показатель межличностных отношений и связей в предметно-практической, познавательно-преобразовательной деятельности.
Кроме этого, ряд вопросов, изучаемых в спецкурсе, направлено на определение механизма нравственно-эстетического взаимодействия. Это потребовало анализа и выявления соотношения понятий «потребность» и «нравственно оправданная потребность», «мотив» и «мотивы нравственно-эстетического поведения», «потребностно-мотивационная сфера» и развитие этой сферы, а также диалектической взаимосвязи названных понятий с понятиями «ценность» и «интерес». И это не случайно, потому что с позиций истмата, общественное бытие отражается в общественном сознании сквозь призму потребностей, интересов и ценностей.
Выводы
В результате такого анализа нам удалось подвести будущих учителей к выводу о том, что эти понятия следует рассматривать в такой взаимозависимости:
– сознание и психику как внутренние характеристики деятельности;
– деятельность как динамическую систему взаимодействий субъекта с предметным миром, как условие формирования мотивов, целей деятельности, личностно-значимых ценностей, чувств, убеждений;
– деятельность как форму активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности как «нужде», «необходимости» в чем-либо (Л.С. Рубинштейн) [8];
– личность как деятельного субъекта общественных отношений.
– потребность как внутренний побудитель активности, нужду субъекта во внешних условиях бытия, обстоятельствах, причину деятельности и всякой жизнедеятельности, (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский) [9–11];
– потребность как побудитель совместной деятельности, преобразуя которую, человек способен изменять действительность под влиянием духовных потребностей, заключенных в потребностной сфере (потребность в истине, красоте, доброте людей);
– нравственно оправданную потребность личности как потребность, отвечающую требованиям общества, соответствующую принятым в этом обществе вкусам, ценностям, оценкам, а главное, мировоззрению;
– нравственно-эстетическую потребность как осознание зависимости от социального целого, добровольное подчинение его воле, как необходимое условие собственного развития, как стремление человека соотносить и соизмерять свое поведение с признанными обществом моральными и эстетическими нормами и оценками;
– потребность как внутренний стимулятор и регулятор поведения и нравственно-эстетического взаимодействия;
– ценности как активную духовную побудительную силу человеческой деятельности;
– удовлетворение нравственно-эстетических потребностей как целенаправленную деятельность;
– удовлетворение духовных потребностей как восприятие, усвоение, использование духовных ценностей, т.е. духовного потребления (С.Ф. Анисимов) [12];
– мотив как нравственное обоснование выбора варианта поведения, как источник поступков, как совокупность причин и доводов, как комплекс побуждений и переживаний;
– поступок как мотивированное действие, как отношение к другим людям;
– поведение человека как «стержневой вид человеческой деятельности»;
– ценностные отношения как результат нравственно-эстетического взаимодействия, как синтез процессов усвоения нравственных убеждений, формирование эстетических взглядов, идеалов и развитие высоких духовных ценностей.
Заключение
Изучение спецкурса позволило показать, как, при каких обстоятельствах происходит результативное взаимодействие учителя и учащихся, где и когда имеет место формирование ценностных отношений, которое возможно, на наш взгляд, если у субъектов взаимодействия сформирована нравственно-эстетическая потребностно-мотивационная сфера. Эта сфера формируется при условии, когда потребность совпадает с ценностью, то есть является значимой для личности, когда учитель руководствуется принципом ориентации на потребности-ценности и ценностные отношения. Это позволяет учителю преобразовать каждый момент совместной деятельности в проживание ценностных отношений: решение задач – в поиск истины, уход за цветами – в заботу о красоте, участие в дискуссии – в интерес к индивидуальности.
Таким образом, являясь одним из звеньев подготовки будущих учителей спецкурс, включающий лекционные и практические занятия, систематизирует и обобщает полученные теоретические знания, позволяет студентам совершенствовать и развивать профессионально-педагогические умения и навыки нравственно-эстетического взаимодействия с учащимися.