Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

COMPETENCE APPROACH IN TRAINING FOR PRE-SCHOOL EDUCATION

Nikolaeva V.V. 1 Kozyrskaya I.N. 1 Beisenbekova G.B. 1
1 RSE Karaganda state university named after E.A. Buketov of the Ministry of Education and Science of Kazakhstan
2167 KB
Priority of modern higher education is to develop professional – personal qualities of the graduate, the formation of his professional competence. The main requirement for the training of future professionals becomes the formation of their readiness for professional activities on the basis of competence approach. The article describes the features of its implementation in training for pre-school education.
competence approach
early childhood education
competence
higher education

В «Концепции образования в Республики Казахстан до 2015 года» [5], развивающей основные принципы образовательной политики Казахстана, определенные Конституцией РК [4], Законом Республики Казахстан «Об образовании» [2], «Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг.» [1] и другими нормативными документами отмечается, что стратегическим ориентиром реформирования сферы образования должна стать идея формирования новой генерации людей с инновационным творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру.

С точки зрения профессиональной подготовки, положения Концепции образования Республики Казахстан [5] следует понимать как необходимость подготовки будущего специалиста, у которого есть возможность использовать полученные знания как для решения стандартных, так и нестандартных профессиональных задач.

Цель исследования

Целью исследования является определение особенностей подготовки педагогических кадров для дошкольных организаций Республики Казахстан на основе компетентностного подхода.

Материалы и методы исследования

В качестве предмета исследования выступает профессионально-педагогическая подготовка специалистов для дошкольных организаций Республики Казахстан, осуществляемая на основе компетентностного подхода. Методом исследования выступил анализ научной литературы, в частности, труды педагогов, психологов.

Результаты исследования и их обсуждение

Обучение в вузе – один из самых ответственных в становлении личности специалиста. Это время, когда формируются основные ценностные установки, жизненная позиция, отношение к своей профессии. Результатом педагогической работы вуза должна стать полная подготовка студента к профессиональной деятельности в условиях изменившегося социального заказа и новых требований общества.

В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разностороннего личностного развития, способных к самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра собственных знаний – одна из центральных задач вуза. Качество подготовки выпускников вузов было и остается интегральной задачей для всех высших учебных заведений Казахстана. Качество обучения является интегральной характеристикой образовательной деятельности и ее результатом.

Цели современного высшего образования все более связываются с развитием профессионально – личностных качеств выпускника, формированием его профессиональной компетентности как совокупности определенных компетенций и являющейся важнейшей характеристикой теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению педагогической деятельности. В рамках новой парадигмы образования главным требованием к подготовке будущих специалистов становится сформированность у них готовности к профессиональной деятельности.

В условиях реализации целей профессионального образования (подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного) профессиональная компетентность стала темой исследований многих ученых.

Понятие «компетентность» прочно вошло в педагогическую лексику в конце XX в. Оно появилось как результат социального заказа к системе образования и теоретических исследований в педагогической литературе.

Так, еще в 80-е годы прошлого столетия французским исследователем М. Бомензатом было предложено рассматривать компетентность как совокупность знаний, навыков и способов общения. Знания понимались им как результаты образования личности, навыки – как результаты опыта работы и обучения, а способы общения – как умение общаться с людьми и работать в группе [6].

Шотландский психолог Дж. Равен под компетентностью понимал «специальную способность человека, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия» [6, с. 23].

Компетентность в исследованиях Б.С. Гершунского, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова рассматривается как одна из ступеней формирования профессионализма наряду с функциональной грамотностью, профессиональной квалификацией и культурой личности.

М.А. Чошанов считает, что «компетентность – не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т.е. владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающие способносмть выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные» [7, с. 39].

Анализ работ ученых, изучающих проблему компетентности педагога, показывает, что они используют то термин «профессиональная компетентность» (Т.Г. Браже, В.Н. Введенский, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьммина, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и другие), то термин «педагогическая компетентность» (О.О. Киселева, Т.В. Кузьмина, Л.М. Митина и другие), то оба термина (Н.Н. Лобанова), а иногда данные термины объединяются по аналогии с профессионально-педагогической деятельностью: «профессионально-педагогическая компетентность» (Н.Ю. Кулюткин, Г.С. Сухобская и другие).

Дефиниция «профессиональная компетентность» трактуется по – разному. Так Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова считают, что профессиональная компетентность – это владение системой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [3].

Современные аспекты и исследования, связанные с профессиональной компетентностью, отражены и в работах казахстанских ученых: Б.Т. Кенжебекова (формирование профессиональной компетентности специалистов в системе высшего образования), Н.Р. Шаметова (формирование профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения), Д.Г. Мирошина (организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности рабочих), М.В. Семеновой (педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в вузе), Ш.К. Жантлеуовой (формирование профессиональной компетентности студентов в процессе педагогической практики), В.В. Готтинг (формирование профессионально-технологической компетентности педагога профессионального обучения), Ж.Ж. Турсыновой (формирование профессиональной компетентности студентов в условиях производственной практики на основе информационных технологий) и других.

Компетентностный подход в системе казахстанского образования ориентирован на принципы организации единого европейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса. Проблема подготовки педагогических кадров в процессе становления и развития высшего педагогического образования, как и в прошлые годы, так и в условиях реформирования системы образования, является актуальной. Концепция модернизации высшей школы в РК ориентирует вузы на переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностному подходу, направленному на развитие личности, становление ее индивидуальной, социальной и профессиональной культуры.

Приоритетной задачей деятельности вуза является подготовка всесторонне образованных специалистов, обладающих способностью мыслить с учетом широкого социального контекста, умеющих действовать и принимать решения в соответствии с ценностными ориентирами на созидание. Задача высшей школы на сегодняшний день состоит не только в том, чтобы подготовить инициативного, конкурентоспособного специалиста, но и в том, чтобы помочь ему сформироваться как всесторонне развития личность, руководящаяся в своей профессиональной деятельности высшими нравственными ценностями.

Современная оценка качества профессионального образования выпускников на всех ступенях профессионального образования должна основываться не на длительности или содержании обучения, а на результате профессиональной подготовки (знаниях, умениях и широких компетенциях), полученной выпускниками.

Становление и развитие дошкольного образования, педагогической (профессиональной) компетентности педагогов-дошкольников четко обусловлено с одной стороны, состоянием, уровнем развития теории дошкольного образования и науки, а с другой – гуманистическими и социологическими запросами общества.

Требования к формированию педагогической культуры современного педагога в системе дошкольного образования вытекают из основных идей непрерывного образования и основываются на тех же принципах, что и процесс обучения в целом, а развитие системы педагогического образования вписывается в реализацию социальных целей, т.е. ведет к повышению социальной и профессиональной компетентности выпускника высшего учебного заведения. Именно профессиональная компетентность может выступать в качестве одного из показателей развития личности.

В основу структуры профессиональной компетенции педагога дошкольной организации в сфере всестороннего развития ребенка заложена идея связи профессионального опыта, профессиональной эрудированности, профессионального мышления и технологической культуры, определяемой мотивацией педагогической деятельности, способностью к профессиональной рефлексии, устойчивостью общекультурных и профессиональных интересов.

Профессиональная компетентность педагога дошкольной организации должна включать несколько составляющих:

– концептуальная (т.е. научная) – осознание педагогом теоретических основ всестороннего развития детей;

– инструментальная – владение базовыми общепедагогическими умениями (гностические, аналитико- диагностические, конструктивные, креативные, оценочные, информационные, организаторские, когнитивные);

– интегративная – способность сочетать теорию, практику и методологию при решении проблем всестороннего развития дошкольников, способность связывать специфическое, уникальное и общее, универсальное;

– контекстуальная – социальная, культурная и предметно – игровая развивающая среда, в которой осуществляется развитие интеллектуальной сферы дошкольников;

– технологическая – создание соответствующих прогнозированию операционных форм технологической организации деятельности детей, умение проектировать результаты их развития;

– рефлексивная – наличие рефлексивной культуры, рефлексия педагогической деятельности;

– коммуникативная – умение эффективно использовать средства межличностной коммуникации, адекватные способы обращения с детьми и другими субъектами образования, культура речи.

Таким образом, основными требованиями к профессиональной компетентности педагога дошкольной организации в сфере всестороннего развития дошкольников выступают:

– наличие знания возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей развития детей;

– свободная ориентация педагога в особенностях развития детей определенного возраста;

– владение педагогической технологией проектирования развития дошкольника;

– признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка;

– привлечение каждого ребенка к естественной модернизации своего познавательного опыта;

– реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми;

– создание такой среды и естественного окружения, в которых от самих детей исходит мотивированное побуждение к познавательной деятельности;

– реализация принципа психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.

Заключение

В системе высшего образования Республики Казахстан вузовская подготовка педагогов традиционно опирается на системность фундаментального образования (развитие личности педагога, его творческого потенциала, профессионального самосознания), опережающее развитие науки (формирование системы мотивов и подготовленность к инновационной, исследовательской деятельности). Вместе с тем вузовская подготовка педагогов имеет существенные недостатки – уменьшение объема профессиональной подготовки, а также слабая ориентированность на реальную профессиональную деятельность. В связи с этим важнейшим направлением совершенствования учебного процесса в системе вузовского образования является повышение практической готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности.

За последние несколько лет высшее профессиональное образование в Казахстане развивалось быстрыми темпами, что не могло не отразиться на его качестве. Качество подготовки будущих педагогов было и остается приоритетной задачей.