В «Концепции образования в Республики Казахстан до 2015 года» [5], развивающей основные принципы образовательной политики Казахстана, определенные Конституцией РК [4], Законом Республики Казахстан «Об образовании» [2], «Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг.» [1] и другими нормативными документами отмечается, что стратегическим ориентиром реформирования сферы образования должна стать идея формирования новой генерации людей с инновационным творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру.
С точки зрения профессиональной подготовки, положения Концепции образования Республики Казахстан [5] следует понимать как необходимость подготовки будущего специалиста, у которого есть возможность использовать полученные знания как для решения стандартных, так и нестандартных профессиональных задач.
Цель исследования
Целью исследования является определение особенностей подготовки педагогических кадров для дошкольных организаций Республики Казахстан на основе компетентностного подхода.
Материалы и методы исследования
В качестве предмета исследования выступает профессионально-педагогическая подготовка специалистов для дошкольных организаций Республики Казахстан, осуществляемая на основе компетентностного подхода. Методом исследования выступил анализ научной литературы, в частности, труды педагогов, психологов.
Результаты исследования и их обсуждение
Обучение в вузе – один из самых ответственных в становлении личности специалиста. Это время, когда формируются основные ценностные установки, жизненная позиция, отношение к своей профессии. Результатом педагогической работы вуза должна стать полная подготовка студента к профессиональной деятельности в условиях изменившегося социального заказа и новых требований общества.
В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разностороннего личностного развития, способных к самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра собственных знаний – одна из центральных задач вуза. Качество подготовки выпускников вузов было и остается интегральной задачей для всех высших учебных заведений Казахстана. Качество обучения является интегральной характеристикой образовательной деятельности и ее результатом.
Цели современного высшего образования все более связываются с развитием профессионально – личностных качеств выпускника, формированием его профессиональной компетентности как совокупности определенных компетенций и являющейся важнейшей характеристикой теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению педагогической деятельности. В рамках новой парадигмы образования главным требованием к подготовке будущих специалистов становится сформированность у них готовности к профессиональной деятельности.
В условиях реализации целей профессионального образования (подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного) профессиональная компетентность стала темой исследований многих ученых.
Понятие «компетентность» прочно вошло в педагогическую лексику в конце XX в. Оно появилось как результат социального заказа к системе образования и теоретических исследований в педагогической литературе.
Так, еще в 80-е годы прошлого столетия французским исследователем М. Бомензатом было предложено рассматривать компетентность как совокупность знаний, навыков и способов общения. Знания понимались им как результаты образования личности, навыки – как результаты опыта работы и обучения, а способы общения – как умение общаться с людьми и работать в группе [6].
Шотландский психолог Дж. Равен под компетентностью понимал «специальную способность человека, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия» [6, с. 23].
Компетентность в исследованиях Б.С. Гершунского, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова рассматривается как одна из ступеней формирования профессионализма наряду с функциональной грамотностью, профессиональной квалификацией и культурой личности.
М.А. Чошанов считает, что «компетентность – не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т.е. владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающие способносмть выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные» [7, с. 39].
Анализ работ ученых, изучающих проблему компетентности педагога, показывает, что они используют то термин «профессиональная компетентность» (Т.Г. Браже, В.Н. Введенский, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьммина, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и другие), то термин «педагогическая компетентность» (О.О. Киселева, Т.В. Кузьмина, Л.М. Митина и другие), то оба термина (Н.Н. Лобанова), а иногда данные термины объединяются по аналогии с профессионально-педагогической деятельностью: «профессионально-педагогическая компетентность» (Н.Ю. Кулюткин, Г.С. Сухобская и другие).
Дефиниция «профессиональная компетентность» трактуется по – разному. Так Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова считают, что профессиональная компетентность – это владение системой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [3].
Современные аспекты и исследования, связанные с профессиональной компетентностью, отражены и в работах казахстанских ученых: Б.Т. Кенжебекова (формирование профессиональной компетентности специалистов в системе высшего образования), Н.Р. Шаметова (формирование профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения), Д.Г. Мирошина (организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности рабочих), М.В. Семеновой (педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в вузе), Ш.К. Жантлеуовой (формирование профессиональной компетентности студентов в процессе педагогической практики), В.В. Готтинг (формирование профессионально-технологической компетентности педагога профессионального обучения), Ж.Ж. Турсыновой (формирование профессиональной компетентности студентов в условиях производственной практики на основе информационных технологий) и других.
Компетентностный подход в системе казахстанского образования ориентирован на принципы организации единого европейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса. Проблема подготовки педагогических кадров в процессе становления и развития высшего педагогического образования, как и в прошлые годы, так и в условиях реформирования системы образования, является актуальной. Концепция модернизации высшей школы в РК ориентирует вузы на переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностному подходу, направленному на развитие личности, становление ее индивидуальной, социальной и профессиональной культуры.
Приоритетной задачей деятельности вуза является подготовка всесторонне образованных специалистов, обладающих способностью мыслить с учетом широкого социального контекста, умеющих действовать и принимать решения в соответствии с ценностными ориентирами на созидание. Задача высшей школы на сегодняшний день состоит не только в том, чтобы подготовить инициативного, конкурентоспособного специалиста, но и в том, чтобы помочь ему сформироваться как всесторонне развития личность, руководящаяся в своей профессиональной деятельности высшими нравственными ценностями.
Современная оценка качества профессионального образования выпускников на всех ступенях профессионального образования должна основываться не на длительности или содержании обучения, а на результате профессиональной подготовки (знаниях, умениях и широких компетенциях), полученной выпускниками.
Становление и развитие дошкольного образования, педагогической (профессиональной) компетентности педагогов-дошкольников четко обусловлено с одной стороны, состоянием, уровнем развития теории дошкольного образования и науки, а с другой – гуманистическими и социологическими запросами общества.
Требования к формированию педагогической культуры современного педагога в системе дошкольного образования вытекают из основных идей непрерывного образования и основываются на тех же принципах, что и процесс обучения в целом, а развитие системы педагогического образования вписывается в реализацию социальных целей, т.е. ведет к повышению социальной и профессиональной компетентности выпускника высшего учебного заведения. Именно профессиональная компетентность может выступать в качестве одного из показателей развития личности.
В основу структуры профессиональной компетенции педагога дошкольной организации в сфере всестороннего развития ребенка заложена идея связи профессионального опыта, профессиональной эрудированности, профессионального мышления и технологической культуры, определяемой мотивацией педагогической деятельности, способностью к профессиональной рефлексии, устойчивостью общекультурных и профессиональных интересов.
Профессиональная компетентность педагога дошкольной организации должна включать несколько составляющих:
– концептуальная (т.е. научная) – осознание педагогом теоретических основ всестороннего развития детей;
– инструментальная – владение базовыми общепедагогическими умениями (гностические, аналитико- диагностические, конструктивные, креативные, оценочные, информационные, организаторские, когнитивные);
– интегративная – способность сочетать теорию, практику и методологию при решении проблем всестороннего развития дошкольников, способность связывать специфическое, уникальное и общее, универсальное;
– контекстуальная – социальная, культурная и предметно – игровая развивающая среда, в которой осуществляется развитие интеллектуальной сферы дошкольников;
– технологическая – создание соответствующих прогнозированию операционных форм технологической организации деятельности детей, умение проектировать результаты их развития;
– рефлексивная – наличие рефлексивной культуры, рефлексия педагогической деятельности;
– коммуникативная – умение эффективно использовать средства межличностной коммуникации, адекватные способы обращения с детьми и другими субъектами образования, культура речи.
Таким образом, основными требованиями к профессиональной компетентности педагога дошкольной организации в сфере всестороннего развития дошкольников выступают:
– наличие знания возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей развития детей;
– свободная ориентация педагога в особенностях развития детей определенного возраста;
– владение педагогической технологией проектирования развития дошкольника;
– признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка;
– привлечение каждого ребенка к естественной модернизации своего познавательного опыта;
– реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми;
– создание такой среды и естественного окружения, в которых от самих детей исходит мотивированное побуждение к познавательной деятельности;
– реализация принципа психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Заключение
В системе высшего образования Республики Казахстан вузовская подготовка педагогов традиционно опирается на системность фундаментального образования (развитие личности педагога, его творческого потенциала, профессионального самосознания), опережающее развитие науки (формирование системы мотивов и подготовленность к инновационной, исследовательской деятельности). Вместе с тем вузовская подготовка педагогов имеет существенные недостатки – уменьшение объема профессиональной подготовки, а также слабая ориентированность на реальную профессиональную деятельность. В связи с этим важнейшим направлением совершенствования учебного процесса в системе вузовского образования является повышение практической готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности.
За последние несколько лет высшее профессиональное образование в Казахстане развивалось быстрыми темпами, что не могло не отразиться на его качестве. Качество подготовки будущих педагогов было и остается приоритетной задачей.