Основной целью обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза является развитие коммуникативной компетенции, необходимой будущему специалисту для осуществления межкультурного общения в рамках той или иной профессиональной сферы деятельности. Устное непосредственное общение может быть как монологическое, так и диалогическое. Монолог представляет собой относительно развернутый вид речи, на основе которого строится отдельное высказывание или последовательность высказываний. С другой стороны, монолог – это организованный вид речи, что означает планируемость и программирование не только отдельного высказывания, но и всего сообщения. Монологическое говорение как вид речевой деятельности предполагает общение субъекта с целью взаимодействия и обмена информацией с помощью ее развертывания как самостоятельного устного звучащего текста или монологического высказывания. Следовательно, подготовка монологического высказывания (МВ) как устной формы говорения в профессиональном общении может предваряться обращением к печатным источникам (письменным текстам) в процессе осуществления такой речевой деятельности как информативное чтение. Нацеленность на извлечение профессионально ориентированной смысловой информации иноязычного текста заключена в самом названии данного вида чтения [5]. Исследователи в области взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности отмечают, что наиболее рационально сочетать два вида речевой деятельности – чтение и говорение, взаимосвязь которых осуществляется с помощью механизма переноса, а именно, переноса умений оперировать смысловой информацией из чтения в говорение и наоборот [3]. Взаимосвязь иноязычного монологического говорения и информативного чтения проявляется в общности предметного плана, в диалогичности письменного текста, процесса информативного чтения и монологического высказывания, в едином иноязычном лексиконе, в характере композиционных и содержательных языковых аспектов, присущих функционально-смысловым типам речи как в устной, так и письменной форме.
Однако признание взаимовлияния чтения и говорения не гарантирует успеха в овладении устным способом формулирования мысли. Этому нужно специально учить. Для того чтобы определенное содержание было усвоено, оно должно стать целью отдельных действий, учебный материал требуется перевести на язык упражнений и заданий в контексте идей профессионально обусловленного общения.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс упражнений по формированию умений иноязычного монологического говорения на основе информативного чтения.
Материалы и методы исследования
Теоретический анализ психологической, педагогической, методической и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
Исходя из цели, возникает необходимость решения следующих задач: выделить и обосновать:
– направления взаимосвязанного иноязычного монологического говорения и информативного чтения;
– речевые умения монологического говорения и адекватный им комплекс упражнений и коммуникативно-познавательных задач.
Результаты исследования и их обсуждения
При разработке комплекса упражнений в обучении иноязычному монологическому говорению во взаимосвязи с информативным чтением мы опирались на теорию упражнений [2] и коммуникативный [4] подход. Под комплексом упражнений в данном исследовании понимается целостный объект, состоящий из отдельных взаимосвязанных последовательных элементов с определенным содержанием. За единицу обучения было принято особым образом организованное упражнение в монологическом говорении, которое предполагает принятие и реализацию смыслового решения, связанного с выделением, оценкой и присвоением посредством фиксации профессионально значимой информации, последующим ее структурированием как программы монологического высказывания и осуществление самостоятельного монологического говорения с опорой на эту программу адекватно коммуникативному намерению.
В упражнении как единице обучения монологическому говорению во взаимосвязи с информативным чтением выделяются три части, соответствующие трем уровням внутренней структуры коммуникативно-речевой деятельности.
Первая часть упражнения, инструкция-задание, включает все компоненты побудительно-мотивационной фазы, которые находят свое отражение в формулировке задачи, условий ее выполнения, предмета, цели и результата. При этом варьируемыми условиями являются: место действия, время, роль и статус взаимодействующих субъектов, их социальные роли.
Вторая часть упражнения связана с осуществлением деятельности монологического говорения во взаимосвязи с информативным чтением и письмом-фиксацией, достижением коммуникативной задачи и конкретного результата.
Третья часть упражнения, соответствующая контрольно-исполнительной фазе, ориентирована на выявление успешности выполнения задачи и достижения результата.
Первый тип упражнений в чтении, осмыслении, понимании и фиксации профессионально значимой информации может быть представлен следующими формулировками:
– Прочитайте текст, выпишите из него активные слова и словосочетания; а) существительные, обозначающие различные материалы; б) словосочетания, используемые для классификации объектов: в ) глаголы и глагольные сочетания, дающие характеристику материалам и, опираясь на них, воспроизведите описание в виде простых предложений.
– Прочитайте текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания, запишите их в виде последовательного ряда цепочек слов, отражающих тему и все ремы.
– Прочитайте текст и выпишите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключение, выводы, опираясь на них, составьте предложения.
Второй тип упражнения включает логическое структурирование зафиксированной информации для подготовки программы монологического высказывания. При их выполнении у обучаемых развивается умение синтезировать и обобщать извлеченную в результате чтения информацию.
Примеры формулировок:
– Проанализируйте выделенные основные зафиксированные информационные единицы в виде денотатных словосочетаний и определите, как они соотносятся друг с другом, объедините их в два информационных блока и, опираясь на подготовленные блоки структурированной информации, устно воспроизведите данную информацию.
– Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста, опираясь на тезисы, изложите их своими словами.
– Разверните составленные тезисы (пункты плана), подберите для этого соответствующий содержательный и речевой материал в тексте. Передайте содержание, опираясь на пункты плана.
Третий тип представлен упражнениями в самостоятельном монологическом высказывании с опорой на программу и включает развитие умений третьей группы. Упражнения представляют подготовку и презентацию монологического высказывания: описания, рассуждения, повествования или их комбинацию, налаживание контакта со слушателями, выражение невербального поведения.
Задания этого типа характеризуются самостоятельностью построения МВ. Основными чертами этого типа заданий является внимание к содержанию, соотнесенность с условиями реальной коммуникации, внимание к невербальному поведению и структурированию содержания в соответствии с функционально-смысловыми типами речи, например:
– Опираясь на предложенную Вам программу, выступите как эксперт технического отдела с сообщением о качестве изготовленного образца, опишите его технические характеристики, соответствующие стандартам, выразите чувство удовлетворения, уважительное отношение и высокую оценку результатов труда.
Инструкция-задание в этих упражнениях может быть сформулирована с учетом полного алгоритма речевых действий в их последовательности, а также может быть полуалгоритмической или творческой.
Задание может сопровождаться клишированными фразами, необходимыми для трехчастного построения монологического высказывания.
Четвертый тип упражнений предполагает решение коммуникативно-познавательных задач, предусматривающих чтение, фиксацию информации и на ее основе монологическое высказывание в процессе общения, обусловленного профессиональными коммуникативно-речевыми ситуациями. Успешное выполнение заданий этой группы служит доказательством сознательного и активного усвоения изученного материала.
Ситуации для развернутых высказываний
а) Вы инженер-металлург. Ваша задача – получить высококачественную легированную сталью. Расскажите, как вы можете добиться этого [1].
б) Ваша лаборатория проводит опыты в условиях высоких температур. Скажите, какими качествами должно обладать лабораторное оборудование, и какие материалы можно использовать для его изготовления, опишите их достоинства и недостатки [1].
Подобные задания нацелены на создание собственного связанного высказывания, на основе прочитанной информации подобранной по конкретной проблеме, самостоятельного выбора языковых средств, стиля изложения, письменного планирования действий по подготовке монолога.
Перечисленные выше образцы заданий подготовки монологического высказывания на основе информативного чтения неравнозначны по степени сложности, которая повышается с нарастанием объема обрабатываемой текстовой информации, усложнением деятельности и ростом самостоятельности студентов по организации монологического говорения.
Комплекс упражнений направлен на развитие простых и сложных умений. Первые три группы упражнений ставят своей задачей формировать простые умения. К четвертой группе относятся три группы коммуникативно-познавательных задач. Коммуникативно-познавательная задача – это такая задача, когда субъект переформулирует, доопределяет цель, ищет сам способ решения, устанавливает стратегию, планирует конечный результат, необходимый для коллективного взаимодействия [5]. Все три вида коммуникативно-познавательных задач направленны на формирование сложных умений. Первый вид коммуникативно-познавательных задач как особым образом организованных упражнений, предусматривающих информативное чтение, выделение и фиксацию информационных единиц по проблеме, их анализ, сопоставление и последующую структуризацию для подготовки и написания программы МВ, обусловленного функционально-смысловым типом речи и компонентами коммуникативно-речевой ситуации.
Второй вид коммуникативно-познавательных задач предназначен для формирования умения самостоятельного монологического высказывания по проблеме со всеми его характеристиками на основе подготовленной программы и обусловленного процессом общения в конкретной профессиональной ситуации.
Третий вид коммуникативно-познавательных задач как упражнений предусматривает самостоятельную подготовку программы монологического высказывания на основе зафиксированной информации и выступления с устным сообщением в той или иной профессиональной ситуации общения специалистов и по всем характеристикам будет близок по направленности включения всех сторон профессионального общения ко второму виду.
Выводы
Таким образом, комплекс упражнений, направленный на формирование речевых умений иноязычного монологического говорения во взаимосвязи с информативным чтением включает четыре группы упражнений 1) упражнения в осмыслении, понимании и фиксации профессионально значимой информации; 2) упражнения в логическом структурировании зафиксированной информации и подготовке программы монологического высказывания; 3) упражнения в монологическом высказывании с опорой на программу; 4) коммуникативно-познавательные задачи чтения и фиксации информации и на ее основе монологического высказывания в процессе общения, обусловленного профессиональной ситуацией. Данную последовательность следует учитывать при разработке комплекса упражнений, направленных на развитие умений монологического говорения во взаимосвязи с информативным чтением.