Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1 Rostov-on-Don State Medical University
2
2212 KB

Острой проблемой национальной системы здравоохранения остается повышение качества медицинской помощи [2, 3]. Эта проблема носит полифакторный и многоуровневый характер. Значительный эффект получен введением в правовое поле понятий медицинская услуга, медицинская помощь, пациент, врач и т.д. (ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан…») [4, 5, 7, 8]. В то же время скрытыми ресурсами повышения качества медицинской помощи является оптимизация интеракции на уровне врач-пациент (повышение комплаенса пациентов, проявление эмпатии врачом и т.п.) [1, 6, 9]. Для выявления данных факторов необходимо мониторинговое социологическое исследование ЛПУ, раскрывающее механизм формирования удовлетворенности качеством оказания медицинской помощи.

Современным решением данной проблемы является интегрирование в методики оценки качества оказания медицинской помощи техник менеджмента и маркетинга, используемые для разработки бизнес-стратегий. Корпоративная стратегия определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия. Функциональные стратегии предприятия формируются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. К числу основных стратегий этого уровня относятся: маркетинговая, производственная, финансовая, персонала, инновационная. Функциональные стратегии предприятия направлены на детализацию корпоративной его стратегии (реализацию ее основных целей) и на ресурсное обеспечение стратегий отдельных его единиц. Таким образом, возможна экстраполяция функциональных стратегий в область здравоохранения, где отдельное ЛПУ рассматривается как единица системы, со своими задачами (в т.ч. финансовыми, связанными с логистикой и инновациями) и миссией.

В настоящее время наиболее популярными из них в контексте рассматриваемой проблемы являются методы факторного анализа: PEST-, SNM-, GAP-, SWOT-анализ. В частности, применение SWOT-анализа обусловлено его способностью оценить, как внутренние ресурсы медицинского учреждения, так и влияние на него внешних факторов. Основными факторами SWOT-анализа выступают «силы»(S-strengths), «слабости»(W- weaknesses), «возможности»(O-opportunities) и «угрозы»(T-threats). Потенциальные внутренние сильные стороны (S-) и слабости (W) медицинского учреждения оцениваются по следующим параметрам: компетентность, финансовые источники, применяемые медицинские технологии, профессионализм персонала, качество предоставляемых услуг, стоимость на предоставляемые платные услуги и др. [10] Потенциальные внешние благоприятные возможности (О) и угрозы (Т) включают состояние экономической, политической и социальной обстановки, ужесточение конкуренции, появление иностранных конкурентов с технологиями низкой стоимости, законодательное регулирование и др.

Таким образом, интеграция техники SWOT-анализа в инструментарий социологии медицины раскрывает новые возможности в определении качества медицинской помощи. При этом возможна не только оценка качества оказания медицинских услуг, но и применение метода для личностного анализа профессионалов в контексте профессионального отбора и аттестации [2, 7].