С 2002 года с целью международного признания национальных образовательных программ, усиления академической мобильности студентов и преподавателей, а также для повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней и ступеней высшего и послевузовского образования в республике внедрена кредитная технология обучения.
Одной из разновидностей нелинейной системы является кредитная система обучения – образовательная технология, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов. Она позволяет более гибко относиться к процессу образования, студент может выбирать большее количество курсов для самостоятельного изучения.
Для обеспечения эффективности и качества внедрения кредитной технологии обучения необходимо разработка законодательной базы кредитной технологии, стандарты, учебные планы, должностные инструкции, принципы отбора содержания учебных курсов, принципы и методы преподавания, организации учебного процесса, самостоятельной работы студентов (СРС) при кредитной системе [1].
В официальных казахстанских источниках понятие «кредит» трактуется как «унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя». Один кредит равен одному академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода. Каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается двум контактными часами (100 минут) самостоятельной работы студента (СРС) в бакалавриате, четырем контактными часами (200 минут) самостоятельной работы магистранта (СРМ) в магистратуре [2].
Кредитная технология обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории. Суть кредитной технологии обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала. Одной из основных задач кредитной технологии обучения является повышение роли самостоятельной работы студентов.
Целью внедрения кредитной технологии в учебный процесс высших учебных заведений является:
– интеграция отечественной системы образования в международное образовательное пространство;
– обеспечение академической мобильности субъектов образовательного процесса.
СРС является одним из главных резервов повышения качества обучения и подготовки будущих специалистов. По кредитной системе обучения она составляет две трети части от общей трудоемкости изучаемого курса. В связи с этим в условиях внедрения кредитной системы обучения проблема правильной и эффективной организации самостоятельной работы студентов весьма актуальна. Таким образом, внедрение кредитной технологии обучения ввузах требует принципиального пересмотра организации учебно-воспитательного процесса в вузе, изменения самой технологии обучения и их методического обеспечения, позволяет сделать акцент на активизацию самостоятельной работы студентов (СРС).
СРС – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов. Весь объем СРС должен быть подтвержден заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы. В часы СРСП входят консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, отчетов и других видов заданий СРС. Содержание СРС обязательно отражается в рабочей программе и силлабусе дисциплины.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.
Организационные мероприятия, обеспечивающие развитие навыков самостоятельной работы студента, воспитание их творческой активности и инициативы, а также, в целом, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студентов, должны основываться на следующих предпосылках:
– самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
– самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Для эффективной организации самостоятельной работы студентов преподавателю высшей школы необходимо знать и целесообразно соблюдать принципы ее организации: принцип систематичности и последовательности; принцип активности; принцип индивидуального подхода; принцип доступности; принцип наглядности; принцип научно-обоснованного расчета времени и дозировки домашних заданий [3].
Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами по реализуемым образовательным программам, типовыми и рабочими учебными программами дисциплин, содержанием основной литературы: учебников, учебных пособий и методических руководств и дополнительной литературой. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
– самоконтроль и самооценка студента;
– контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий и др.
Самостоятельная работа в высшей школе является специфическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе, средством самоорганизации и самодисциплины студентов в овладении методами профессиональной деятельности.
Анализ имеющихся научной психолого-педагогической литературы показывает разнообразие подходов и неоднозначное определение понятия «самостоятельная работа студентов». СРС рассматривается как форма учебно-научного познания, как форма организации обучения, как метод обучения,как метод творческого мышления и как средство обучения.
Существуют множество классификаций, в основе которых лежат разные критерии: по дидактической цели (Б.П. Есипов); по источникам знаний (Е.Я. Голант, В.П. Стрезикозин); по типу заданий (М.Г. Гарунов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый); по содержанию (И.Э. Унт); многоуровневая классификация (О.А. Нильсон). Таким образом, классификация видов самостоятельной работы зависит от педагогической цели, характера деятельности студента, вида самостоятельной работы, места выполнения самостоятельной работы студентов, степени самостоятельности, а также от специфики учебной дисциплины, определяется конкретными целями и содержанием обучения, особенностями приемов и методов обучения, конкретных задач [3].
Мероприятия, создающие предпосылки и условия для реализации самостоятельной работы, должны предусматривать обеспечение каждого студента:
– информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);
– методическими материалами (указания, руководства, практикумы, рабочие тетради и т.п.);
– контролирующими материалами (тесты, ситуационные задачи);
– материальными ресурсами (лабораторное, измерительное оборудование и др.);
– временными ресурсами; консультациями; возможностью выбора индивидуальной образовательной траектории (образовательные программы через элективные дисциплины);
– возможностью публичного обсуждения теоретических и/или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы).
В ходе самостоятельной работы студент может:
– освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (темы СРС, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.);
– закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем (решение ситуационных задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
– применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, «кейс стади», письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т.д.);
– применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции, теории, модели (написание дипломной работы, научно-исследовательской работы студента и др.).
Полученные студентом задания должны быть выполнены в указанный срок и в полном объеме. СРС предусматривается как вне аудиторная работа, проверка может осуществляться на семинарах, практических занятиях и СРСП. При выполнении заданий необходимо:
● самостоятельно изучить тему, при необходимости консультироваться с преподавателем;
● студенты должны изучить обязательную и дополнительную литературу, материалы статистических данных, уметь их анализировать для обоснования необходимых стратегий и решений;
● задания готовятся индивидуально или в группе.
СРС включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента и может осуществляться на трех уровнях:
1) репродуктивная деятельность (усвоение и воспроизведение учебного материала, тренировочные самостоятельные работы выполняемые по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем; цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков);
2) репродуктивно-практическая деятельность(усвоение учебного материала с опорой на собственный опыт, проверка материала на практике, в деятельности, в ходе самостоятельных работ происходит составление плана, тезисов, аннотирование);
3) творческая деятельность (студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов выполняемой работы, критически оценить учебный материал и использовать его для продуктивного мышления и деятельности, на этом уровне выполняются курсовые и дипломные работы) [4].
Формы СРС:
Реферат – критический обзор или изложение темы на 10-12 страницах формата А4, 14 шрифтом TNR. Структура традиционная: титульный лист, введение, основная часть, выводы, список использованных источников. Реферат может быть выдвинут на обсуждение в группе.
Доклад – краткое изложение ключевых положений темы продолжительностью 3–5 минут.
Конспект – краткое описание заданной темы с выделением ключевых понятий на 2–4 страницы рабочей тетради стандартного формата.
Глоссарий – словарь понятий и терминов по заданной теме, оформленный в таблицу.
Кейс – ситуация, требующая решения в ходе группового анализа. Группа состоит из 3–4 человек, самостоятельно обсуждающих проблему и разрабатывающих пути ее решения. Результаты решения представляются в общей группе в виде презентации итогового отчета.Отчет – письменное и устное описание полученных в ходе исследования результатов, основных проблем и предложений по развитию.
Презентация – форма представления информации как с помощью разнообразных технических средств, так и без них. Как правило, представляются новые идеи, проекты, услуги и т.п. Содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле.
Проект – исследование по теме, включающее поиск, сбор и анализ необходимой информации, выполняемое лично или в группе.
Диспут – обсуждение предварительно подготовленных вопросов темы с вынесением заключения.
Задания для самостоятельной работы студента должны быть четко сформулированы, разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объем должен быть определен часами, отведенными в учебной программе. Рекомендуются следующие виды заданий: конспектирование; реферирование литературы; аннотация статей, книг; углубленный анализ научно – методической литературы; конспект лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой; УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной и дипломной работ; контрольная работа; написание эссе по заданной проблеме; выполнение расчетно-графической работы (РГР); выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики; аналитический разбор научной публикации по заранее определенной преподавателем теме; анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов [5].
Для правильной и эффективной организации СРС большое значение имеет следующие условия:
– подготовленность преподавателей к эффективной организации самостоятельной работы по кредитной системе обучения;
– наличие учебно-методического комплекса по каждой дисциплине, включающий описание курса в печатном и электронном виде, форм и средств контроля уровня самостоятельного освоения студентом СРС с указанием содержания и сроков их проведения, справочника-путеводителя для студента на весь период обучения;
– наличие учебного, дидактического и учебно-методического материала, обеспеченность библиотеки необходимой литературой;
– выбор формы СРС в зависимости от целей и задач учебной дисциплины, степени сложности и востребованности практикой;
– основные цели заданий для СРС должны быть понятны студентам, учебные задания должны содержать элементы новизны, должны быть доступны, содержать алгоритмы их выполнения;
– обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой;
СРС должна осуществляться с учетом индивидуализации заданий, а также необходимо учитывать уровень подготовленности и склонности каждого студента;
– применение инновационных технологий (совокупность технических средств, обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения);
– использование различных форм организации СРС позволяет наиболее эффективно стимулировать познавательную активность студентов;
– оптимальная нагрузка студентов в области самостоятельной работы;
– система мониторинга СРС должна иметь личностную, развивающую направленность и творческий характер, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего, самому студенту [6];
– внедрение междисциплинарных самостоятельных работ и проектов;
– развитие социальной инфраструктуры, улучшение условий быта и отдыха студентов и другие организационные, субъективные факторы.
СРС можно организовать на базе компьютерных и информационных технологий и их реализацию осуществлять следующими путями: электронный учебник, компьютерные обучающие программы, контролирующие программы, демонстрационные программы, компьютерные модели и другие.
В современной практике высшей школы Казахстана используются различные способы и приемы, позволяющие повысить эффективность самостоятельной работы студентов. Среди них можно отметить следующие: обучение студентов методам самостоятельной работы; формирование саморегуляции позновательной деятельности студентов; мотивация самостоятельной работы через демонстрацию необходимости овладения учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности; дифференциация и индивидуализация заданий для СРС; формирование устойчивого положительного отношения к познанию; методическая поддержка СРС; разнообразие характера заданий для СРС; организация обязательного контроля СРС; дифференцированная оценка результатов СРС; использования возможностей компьютерной техники, обладающей дидактическими возможностями, ввнедрение парной и мелкогрупповой форм и методов СРС и другие.