В ХХI веке информация превращается в основной предмет человеческого труда: если раньше преобразованию подвергались, в основном, вещественные, энергетические процессы, а информационные выполняли вспомогательную, обслуживающую роль, то в настоящее время тяжести сместились в сторону информации. Насыщенность мира мощными и интенсивными информационными потоками не только значительно трансформирует его, но и приводит к возникновению новой глобальной проблемы, связанной с подготовкой будущих специалистов к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного мира.
В информационном обществе профессиональная деятельность любого специалиста носит ярко выраженный информационный характер, а ее успех во многом определяется готовностью и способностью специалиста воспринимать, критически оценивать и включать в свою профессиональную деятельность непрерывно нарастающий поток информации, используя современные информационные и коммуникационные технологии. Иными словами, современный специалист должен обладать высоким уровнем информационной компетентности. Подготовка такого специалиста не укладывается в парадигмы образования, свойственной индустриальной цивилизации, необходимы ее качественные изменения [1, c. 273].
Переход к новой стадии социально – экономического развития сопровождается изменениями во всех сферах общественной жизни, изменяется культура, язык, характер социальных отношений.
В связи с этим в современной литературе, и, особенно в периодических изданиях, довольно часто упоминается понятие «информационная культура». Это свидетельствует о возрастающем интересе научного сообщества к данному феномену. Львиную долю публикаций, посвящённых формированию информационной культуры, составляют работы, рассматривающие проблемы высшей школы. Интерес исследователей к этим проблемам вполне понятен. Сегодня уровень информационной культуры специалиста во многом определяет его компетентность, широту профессионального кругозора, темпы роста квалификации. Потребность государства в специалистах высокой квалификации – это одна из главных причин внимания к проблеме формирования этого составляющего профессиональной культуры. Большинство исследователей отмечают, что вуз располагает огромным потенциалом для формирования информационной культуры, отмечают исключительную важность и актуальность этого направления образовательной политики вуза [2].
В условиях перехода к информационному обществу эффективность деятельности социального субъекта по адаптации к новым условиям во многом определяется сформированностью у него навыков и наличием знаний, необходимых для самостоятельного поиска и работы с информацией. Высокий уровень информационный культуры личности становится необходимым для продолжения образовательной и самообразовательной деятельности на протяжении всей жизни.
Критерий культуры предполагает, что продвижение к информационному обществу связано с усилением влияния информационной среды на человека. Современная культура более информативна, чем любая предшествующая. Информационное содержание социальных отношений становится гораздо более значимым, чем когда-либо прежде. Жизнь существенно символизируется, символы и знаки наполняются новыми смыслами .
В научно – педагогической литературе под информационной культурой понимают степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода информации, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передачи, практическом использовании [3].
Приведенные определения указывают на образовательную ценность формирования информационной культуры, так как информационная культура формирует у будущих специалистов целостное отношение к окружающему миру, человеку, информации, технологическому процессу и труду. Являясь важным компонентом различных предметных областей, связанных с развитием и использованием информации, она становится одним из основных элементов образовательного процесса. Более того, информационная культура – это количество, индивидуально характеризующее личность, процесс и результаты его труда.
Информационная культура, призвана сформировать умения восприятия и обработки больших массивов информации, навыки владения современными средствами, методами и технологиями работы и, тем самым, облегчить вхождение социального субъекта в новую культуру. Высокий уровень информационной культуры способствует адаптации членов общества к условиям внешней среды, являясь частью общей и профессиональной культуры. Информационная культура личности формирует тип мышления, необходимый для эффективного выполнения социальным субъектом своих социальных и профессиональных функций в условиях информационного общества. В новом типе мышления преобладает ориентация на саморазвитие и самообучение; новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное поле, позволяющий каждому реализовать свои возможности [4].
Особое внимание нужно уделить формированию информационной культуры студентов вузов. Именно эти молодые люди, после окончания учебного заведения, пополнят ряды информационной элиты. Именно им – будущим работникам интеллектуальной сферы – придётся столкнуться с большими потоками разноплановой информации. Несомненно, высокий уровень образования в какой-то степени помогает человеку адаптироваться к новой информационной среде, но нельзя забывать о том, что, чем сложнее информационная среда, тем больше усилий требуется прилагать для поддержания функциональной грамотности. Также нужно отметить, что любые усилия окажутся малоэффективными, а то и вовсе бесполезными, если у человека не выработаны механизмы, адекватные изменениям в информационной ситуации, то есть, не достигнут необходимый уровень информационной культуры. В современных условиях выпускник вуза должен быть не только специалистом и всесторонне развитой личностью, но и обладать необходимыми знаниями и умениями для сохранения профессиональной и социальной полноценности, а главное, осознанной потребностью в деятельности, направленной на поддержание функциональной грамотности.
Но, несмотря на актуальность данной проблемы, формирование информационной культуры студентов в настоящий момент не является основной задачей высшей школы. Частично она решается при реализации других задач вуза, частично культура формируется вне вуза. как результат совершенствования своих задатков и способностей.
В литературе выделяются следующие компоненты информационной культуры:
– знания о целях, средствах, объекте, результатах, информационных процессах обучения;
– приемы информационной деятельности, основанные на навыках, составляющих опыт работы (воспроизведение уже достигнутого);
– творчество, т.е. продуцирование информации с использованием информационно – коммуникационных технологий;
– опыт эмоционального отношения к информационной деятельности [5].
Несмотря на то, что информационная культура формируется на протяжении всей жизни, определяющая роль в процессе формирования информационной культуры социального субъекта принадлежит институту образования. Уровень образования социального субъекта в значительной степени определяет уровень информационной культуры, а также задает стартовые возможности для ее самостоятельного формирования после окончания учебного заведения. Условия жизни и деятельности в информационном обществе требуют от института образования усиления внимания к формированию информационной культуры представителей различных социальных групп и, особенно тех социальных субъектов, для которых образовательная деятельность не является основной.
В заключении отметим, что в условиях перехода к информационному обществу степень владения знаниями и умениями, необходимыми для работы с информацией, в значительной мере определяет эффективность выполнения профессиональных и социальных функций. Высокий уровень информационной культуры является необходимым условием для осуществления деятельности по преодолению и профилактике функциональной неграмотности.