Имя Владимира Ивановича Вернадского может быть поставлено в истории русской науки рядом с именем другого выдающегося мыслителя в области естествознания – Михаила Васильевича Ломоносова. На протяжении своего научного творчества В.И. Вернадский неоднократно обращался к наследию своего великого предшественника. В одной из статей ученый пишет о значении трудов М.В. Ломоносова: «Он был впереди своего века и, кажется нашим современником по тем задачам и целям, которые он ставил научному исследованию» [1]. Эти слова по праву можно отнести и к научному творчеству самого В.И. Вернадского.
Член-корреспондент АН СССР Ю.А. Жданов отмечает: « …звезда В.И. Вернадского только восходит на небосклоне естествознания и всей человеческой культуры. Он настолько обогнал свое время, что лишь сейчас мы догадываемся о значении ученого для настоящего и будущего. Он дал нам биосферное и космическое мышление на базе строгой и точной науки» [4].
Целостный подход к изучению явлений окружающего мира, осознание всеобщей взаимосвязи всех его компонентов характерен и для Ломоносова и для Вернадского. Среди естествоиспытателей Ломоносов первым увидел Землю как единое целое, его очерк «О слоях земных», по оценке Вернадского – это «первый блестящий очерк геологической науки». В 1926 году Вернадский публикует свою знаменитую монографию «Биосфера». Эти труды объединяет то, что Ломоносов доказывал глубокую древность Земли как планеты, а Вернадский – вечность жизни на ней. Их представления намного опередили свое время.
Так же как и М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский одновременно был выдающимся организатором науки: по его предложениям было создано не менее десятка научно-исследовательских академических институтов. Стремление быть полезным России и мировому сообществу присутствовало во всех его поступках и делах, было мощным импульсом в научных исканиях. Один пример: еще в 1915 году Владимир Иванович был инициатором создания Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), позднее в 30-х годах ХХ столетия он реализовал эту идею, главная задача которой была – не книжным путем, а путем глубоких научных исследований сделать сводку материально-энергетических ресурсов страны в то время совершенно не изученных. Но впервые для нашей страны, такой грандиозный план замыслил еще в 1761 году М.В. Ломоносов: «металлы и минералы сами на двор не пойдут; требуют глаз и рук к своему прииску» [6]. Этот проект Ломоносова в то время правительственной поддержки не получил.
Роднят обоих гениев русской науки их патриотизм, государственный размах деятельности и такие моральные качества, как нравственная взыскательность, высокие этические нормы, твердость в принципах, честность и устремленность в будущее.
Каждый год отдаляет нас от времени, в котором жил и работал В.И. Вернадский. Со дня смерти ученого прошло уже 70 лет, но с каждым годом растет интерес к его самобытной личности, к огромному творческому наследию, которое оставил он человечеству.
Научное наследие В.И. Вернадского сложно оценить: это бессмертный вклад в виде учений о живом веществе, биосфере и ноосфере, которые оформились и были в основном завершены в последние 25 лет его жизни. Это фундаментальные труды по кристаллографии, минералогии, геохимии и биохимии, радиологии, гидрогеологии, истории естествознания, философии и труды в других областях знания. В.И. Вернадский – автор более 700 научных трудов.
«Мы с сожалением должны отметить – говорил академик Д. Наливкин – второго Вернадского среди нас нет. Мы иногда даем выдающиеся, блестящие работы и идеи, но они не могут сравниться с итогами Владимира Ивановича».
Личность В.И. Вернадского, его яркая индивидуальность и все его творчество нераздельно связаны. Одно нельзя понять без другого. Вот представленный облик В.И. Вернадского его учеником академиком А.Е. Ферсманом: «… передо мною его прекрасный образ – простой, спокойный, крупного мыслителя; прекрасные ясные, то веселые, то задумчивые, но всегда лучистые глаза. Несколько быстрая нервная походка, красивая седая голова, облик человека редкой внутренней чистоты и красоты, которые сквозили в каждом его слове, в каждом его движении и поступке» [7].
Деятельность В.И. Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на мировоззрение многих людей.
В частности, географические исследования привели ученых к выводу, что на Земле существует оболочка, или сфера, которая качественно отличается от всех остальных частей планеты. Она характеризуется прежде всего тем, что в её пределах существует вещество в трех агрегатных состояниях (твердом, жидком, газообразном) и концентрируется вся жизнь. Эта оболочка представляет собой единую, целостную систему, которая подчиняется общим законам развития Земли. Первоначально данное природное образование получило название «физико-географическая оболочка», потом – «географическая оболочка». Иногда употребляются как аналоги термины «ландшафтная оболочка» и «ландшафтная сфера», «природная (окружающая) среда».
Учение об особой сфере или оболочке у поверхности земного шара складывалось постепенно. Оно включает великолепные имена ученых разных стран мира: немецкого естествоиспытателя А. Гумбольдта, французского ученого Э. Реклю, австрийца Э. Зюсса. В России учение о географической оболочке наиболее полно выражено в трудах крупнейших ученых: почвоведа В.В. Докучаева, географов П.И. Броунова, Л.С. Берга и других.
Комплексную оболочку, которую выделили географы, В.И. Вернадский назвал биосферой – колыбель (сфера) жизни. Под этим определением он понимал земную область жизни организмов, которая включает нижнюю часть атмосферы, гидросферы и верхнюю часть литосферы. Ученый подчеркивал, что как вся биосфера, так и отдельные её части в процессе развития Земли формировались как природные системы при участии живых организмов. Он писал: «Мы знаем, что организм в биосфере – не случайный гость: он часть сложной закономерной организованности» [3].
Учение о биосфере именно в таком понимании органически соединяется с физической географией и географической наукой в целом.
Планетарная система, включая Землю, возникла около пяти миллиардов лет назад из межзвездной материи, которая содержала в своем составе минеральные ресурсы для будущего планеты.
Основное внимание В.И. Вернадский уделял высшей форме развития материи на Земле – жизни, которая определяет и подчиняет себе другие планетарные процессы. Живые организмы осуществляют планетарный биогеохимический круговорот веществ и энергии, а также создают для себя условия существования. Среди живой материи ведущую роль ученый отводил человечеству. Человечество и цивилизацию он считал закономерным результатом развития Космоса, проявлением его организованности и поэтому верил в возможность установления баланса между природой и человеком.
С того момента, как на Земле появился человек, природные системы испытывают на себе его воздействие и постоянно изменяются. В настоящее время в пределах географической оболочки и биосферы нет ни одного участка, который в той или иной степени, прямо или косвенно не испытывал бы на себе влияние человеческой деятельности. Еще в начале 1900-х годов ученый подчеркивал, что именно развитие научной мысли и основанного на ней труда превратило человечество в крупнейшую геологическую силу, способную поколебать природное равновесие.
Зная опасные последствия антропогенного вторжения в природу, Вернадский последние 20 лет жизни работал над новой проблемой. Он искал ответа на вопрос о том, к чему ведет столкновение несогласующихся между собой основных сил планеты – механизма саморегулирования биосферы и стремительно растущего нарушения природных равновесий технически вооруженной цивилизацией. Видение этой грандиозной проблемы привело Владимира Ивановича к разработке ноосферной концепции. В 1938 году ученый писал: «Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история… Это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим её прошлым. Ибо эта стадия создает по существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни…» [2].
Многие идеи Вернадского оказались пророческими (освоение Космоса и глубин Земли, создание авиации, компьютерных сетей объединили мир и дали возможность получать информацию). Труды гениального ученого глубоко изучаются и переиздаются и в России и на многих европейских языках, особенно «Биосфера» и «Научная мысль как планетное явление», это не случайно. У В.И. Вернадского были широкие научные и дружеские связи в странах Европы, а так же в Индии, Японии, США, постоянные тесные связи с отечественными учеными и научными школами. Его идеи использовались при конструировании закрытых экосистем в космических полетах и в грандиозном проекте по созданию искусственной биосферы («Биосфера – 2») в США.
«Десятилетиями, столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его – открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной, отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым же поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни.» – писал его ученик академик А.Е. Ферсман .