Управленческие решения осуществляются отдельными работниками-руководителями. Анализ эффективности управленческих решений связан с анализом самого руководителя, а также условий и факторов, которые определяют эффективность труда руководителя. Такой анализ в теории управления считается ключевым для повышения эффективности управления. Определим категории «руководство» и «лидерство» для анализа понятия «субъекта управления». Руководство – это процесс влияния на подчиненных, являющийся способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководству можно научиться. Наличие же непосредственного влияния на учеников, подчиненных, друзей и т.д. со стороны одного человека позволяет выделить лидера, способного подчинить себе остальных с их добровольного согласия. Лидер управления – это авторитетный член коллектива, обладающий юридической и фактической властью в группе или организации и выполняющий следующие функции:
– постановку цели перед другими участниками совместной деятельности, нахождение средств для достижения цели;
– мотивирование их к определенному типу поведения;
– ориентирование и организацию их усилий на достижение цели, формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной культуры.
Модель управленца, лидера в особенности, находится в стадии становления, хотя отдельные ее элементы можно определить как: честность и прямота, способность ладить с другими людьми; трудолюбие; интеллект: знание основ экономической деятельности, организаторские способности: высокий уровень образования.
Лидеры должны рассматривать различные аспекты деятельности организации как части единого целого. Управленческий труд требует большой одаренности, разносторонней подготовленности, высокой профессиональной, гражданской и нравственной ответственности. Ошибки в выборе и продвижении управленческих лидеров дорого обходятся обществу, поэтому одной из наиболее актуальных задач социального управления является подготовка, выдвижение и подготовка руководителей. Создание модели лидерских компетенций – это высокотехнологичный процесс, учитывающий все аспекты знаний и навыков. Многочисленные исследования показали, что успех в управлении приходит к лидерам, обладающим настойчивостью и умением предвидеть, убеждать, вырабатывать стратегию, общаться с людьми.
Можно выделить 8 групп компетенций как ключевых для организации:
● анализ ситуации и принятие решений (для лидера – это способность принимать взвешенные решения, основывающиеся на глубоком видении ситуации, и брать на себя ответственность за их реализацию);
● коммуникация и вовлечение (для лидера важно уметь ясно аргументировать свои идеи, находить союзников для реализации задуманного);
● управление рабочим процессом (важная составляющая лидерства – умение выстраивать рабочий процесс, управлять своим временем и временем команды, правильно распределять ответственность. Часто все решения принимает руководитель, а это неправильно, часть решений должна приниматься на местах);
● командное взаимодействие (лидер должен уметь кооперироваться с другими людьми. Разобщенность очень мешает эффективной работе и только через кооперацию, и сотрудничество можно достичь результата;
● управление изменениями (важно, чтобы люди были готовы открыто говорить о проблемах, предлагать пути их решения, а не замалчивать существующие сложности);
● ориентация на результат (для лидера самое важное – постоянно искать новые возможности, повышать планку, чувствовать внутренний драйв);
● развитие себя и других (для руководителя важно правильно подбирать и выращивать людей, т.к. настоящий лидер – тот, кто может создать сильную сплоченную команду профессионалов, но при этом сохраняет критический взгляд на себя и способен признавать свои ошибки);
● честность и этическое поведение (соблюдение этических норм необходимо для долгосрочного успеха и процветания).
Будущие успехи организации невозможны без ключевого элемента, лежащего в основе любого современного бизнеса – человеческих ресурсов и поэтому управленческий аппарат внимательно должен подходить к решению вопросов карьерного роста персонала, обеспечивая перспективные возможности профессионального развития для каждого сотрудника.