Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1 Rostov-on-Don State Medical University
2
2191 KB

Реформирование высшего профессионального образования, введение новых Федеральных государственных стандартов 4-го поколения с одной стороны, а также реализация Национального проекта «Здоровье» с другой, актуализируют проблему повышения качества образования врачей. При этом во ФГОСе-4 для направления подготовки «лечебное дело» особое значение уделяется развитию общепрофессиональных компетенций выпускников. Безусловно, профессиональные компетенции врача не должны ограничиваться только узкопрофессиональными знаниями и умениями, так как современный рынок медицинских услуг вводит свои жесткие условия конкуренции. Важным аспектом в рассматриваемом контексте является повышение правовой компетенции врача, и в, частности, ее формирование на додипломной стадии.

С целью экспликации уровня правовых знаний будущих врачей мы проводили социологический опрос студентов-медиков на первом и третьем курсах (общее число участников опроса 220 чел., средний возраст 19,2 ± 1,3 лет; девушки и юноши представлены в паритетном соотношении). В отношении респондентов соблюдались нормы конфиденциальности.

Всего респондентам было предложено 7 нормативных акта: ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Закон «О защите прав потребителей», Уголовный кодекс, Гражданский кодекс. Земельный кодекс, Налоговый кодекс, ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Согласно результатам проведенного экзит-полла на вопрос: «Какие из перечисленных законов, по Вашему мнению, регулируют отношения между пациентами и врачами?», только 66,6 % студентов 3 курса и 37,8 % студентов 1 курса (р ≤ 0,05) отметили Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (№ 323-ФЗ 2011 г.). Закон «О защите прав потребителей» отметили 33,6 %студентов 1 курса и 19,3 % студентов 3 курса (р ≤ 0,05). Гражданский кодекс в обсуждаемом контексте отметили 25,6 % студентов 1 курса и 10,3 % студентов 3 курса (р ≥ 0,05).

Интересно, что 2,7 % студентов 3 курса отметили Уголовный кодекс, а 4,2 % студентов 1 курса – ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В целом полученные данные характеризуют не только размытые представления студентов младших курсов о правовой базе профессиональной деятельности, но и слабое знание основного закона, регулирующего общественные отношения в медицине: с ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» 2011 г. не знакомы почти 60 % первокурсников и 34 % (почти каждый третий) студентов 3 курса. Таким образом, проблема правовой грамотности врачей сохраняет свою актуальность и формированию правовой компетентности будущих специалистов должно уделяться серьезное значение на протяжении всего периода обучения в вузе.