В работе представлены основные организационные и педагогические аспекты процесса формирования механизма саморазвития современного общеобразовательного учреждения повышенного статуса (лицея). Выявлены внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс самоорганизации и достижения желаемой результативности образовательной системы современного лицея. В монографии показано, что процессы самоорганизации и формирования механизма саморазвития образовательной системы современного лицея, основываются на следующих базисных принципах: стратегической направленности организационной архитектуры; ориентации образовательной системы на результат; синергичности процесса образования в лицее, открытости - как необходимом условии функционирования и развития современной образовательной системы общеобразовательного учреждения; становления личности и знания; устойчивом привлечении всех видов ресурсов, необходимых для функционирования и развития образовательной системы; тесной связи с внешней социокультурной средой; постоянном контроле качества образовательного процесса. В работе раскрыты основные факторы, влияющие на результативность образовательной системы: ценности и цели образовательной системы; содержание образования; средства и методы; формы; все виды ресурсов; процессы образовательного маркетинга и педагогического менеджмента. Описана организационно-структурная модель формирования механизма саморазвития лицея, включающая три интегративно взаимосвязанных уровня:
1 уровень - соответствующий фактору социальной среды (цивилизация, общество, макро- и микросреда) и предполагающий установление внешних социальных связей лицея на основе принципа открытости образования, формирование образовательной политики, учитывающей реальные ресурсные возможности образовательного учреждения и потребности региона, а также соответствующей ей организационной структуры;
2 уровень - организационно-педагогический, соответствующий фактору педагогического руководства, которое обеспечивает управляемость и целенаправленность процесса социализации личности в условиях обновления образования и состоит в фасилитации процессов самоизменения, выборе содержания образования, отборе и создании методик и технологий обучения и воспитания, в учете психологических, возрастных особенностей и интерактивной позиции учителя и ученика;
3 уровень - личностный, соответствующий фактору собственно личности участников образовательного процесса и предполагающий саморазвитие, инициативу, самодеятельность, коммуникативную и деятельную свободу.