Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

В работе представлены основные организационные и педагогические аспекты процесса формирования механизма саморазвития совре­менного общеобразовательного учреждения по­вышенного статуса (лицея). Выявлены внутрен­ние и внешние факторы, влияющие на процесс самоорганизации и достижения желаемой результативности образовательной системы современ­ного лицея. В монографии показано, что процес­сы самоорганизации и формирования механизма саморазвития образовательной системы совре­менного лицея, основываются на следующих ба­зисных принципах: стратегической направленности организационной архитектуры; ориентации образовательной системы на результат; синергичности процесса образования в лицее, открыто­сти - как необходимом условии функционирова­ния и развития современной образовательной системы общеобразовательного учреждения; ста­новления личности и знания; устойчивом привле­чении всех видов ресурсов, необходимых для функционирования и развития образовательной системы; тесной связи с внешней социокультур­ной средой; постоянном контроле качества обра­зовательного процесса. В работе раскрыты ос­новные факторы, влияющие на результативность образовательной системы: ценности и цели обра­зовательной системы; содержание образования; средства и методы; формы; все виды ресурсов; процессы образовательного маркетинга и педаго­гического менеджмента. Описана организацион­но-структурная модель формирования механизма саморазвития лицея, включающая три интегративно взаимосвязанных уровня:

1 уровень - соответствующий фактору социальной среды (цивилизация, общество, макро- и микросреда) и предполагающий установление внешних социальных связей лицея на основе принципа открытости образования, формирова­ние образовательной политики, учитывающей реальные ресурсные возможности образователь­ного учреждения и потребности региона, а также соответствующей ей организационной структуры;

2 уровень - организационно-педагогический, соответствующий фактору педа­гогического руководства, которое обеспечивает управляемость и целенаправленность процесса социализации личности в условиях обновления образования и состоит в фасилитации процессов самоизменения, выборе содержания образования, отборе и создании методик и технологий обуче­ния и воспитания, в учете психологических, воз­растных особенностей и интерактивной позиции учителя и ученика;

3 уровень - личностный, соответствую­щий фактору собственно личности участников образовательного процесса и предполагающий саморазвитие, инициативу, самодеятельность, коммуникативную и деятельную свободу.