Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE ROLE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING PERFECTION OF MATHEMATICAL TRAINING OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Аshirbaev H.A. 3 Mombieva G.А. 1 Kerimbekov M.A. 2 Zhunisbekova Z.A. 3
1 Kazakh National Pedagogical University named after Abay
2 Institute of improvement of professional skill of pedagogical workers on the South Kazakhstan area (joint-stock company Branch «National training centre of pedagogical shots «Orley»)
3 Southern-Kazakhstan state university by name М.Аuеzоv
2191 KB
Our work addresses issues of development and application of innovative technologies of training and education of younger pupils well in math class. Talk about a sufficient level of educational process at primary school is possible only when the students master knowledge and skills at the level of the planned results.
training
innovation
pedagogical technology
mathematical training
young schoolboy

Последнее десятилетие в развитии системы образования Республики Казахстан происходят существенные изменения, направленные на оптимизацию и совершенствование процесса обучения и воспитания. В Законе «Об образовании» [1] и в других нормативно-концептуальных документах серьезное внимание уделяется вопросам начального обучения. В условиях социально-экономических преобразований, реорганизации всех ступеней образования особенно остро стоит проблема обучения в начальной школе, отвечающей требованиям современной школы.

Успех при освоении учебной деятельности, а также органичное вхождение ученика в ситуацию начального обучения в школе определяется общей готовностью его к школе.

Научные данные свидетельствуют о необходимости формирования у детей такого исходного уровня развития, при котором они достаточно уверенно и активно овладевают заданной школьным обучением с позиции субъекта учебной деятельности. Это, в свою очередь, требует высокого уровня самоорганизации школьников, развития навыков учебной деятельности, высокого уровня развития технических процессов.

Процесс реформирования системы начального образования в школе, происходящий последние 10 лет, привел к тому, что каждое начальное учреждение имеет возможность самостоятельного развития, использования различных инновационных педагогических технологий и программ. Работы ряда отечественных ученых свидетельствуют о том, что в республике идет активный процесс внедрения инноваций в систему начального образования в школе. Данные изменения вызваны современными требованиями школы.

Организация учебно-воспитательного процесса в школе идет по двум направлениям. Первое характеризуется в основном использованием устаревшей традиционной программы обучения и воспитания в начальных классах. Второе – ограниченным внедрением инновационных педагогических технологий без должного научного обоснования.

Задачи исследования:

– изучить состояние системы начального образования в школе на современном этапе и определить пути ее совершенствования;

– определить требования современной школы к уровню образования учеников в начальной школе.

– экспериментально проверить эффективность предлагаемой системы образования в начальных классах.

Материалы и методы исследования

Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Методы педагогики и психологии: изучение научной, психолого-педагогической литературы; наблюдение, беседа, анкетирование, статистический анализ, изучение и анализ нормативной документации начальной школы, педагогический эксперимент, методы количественной обработки исследований и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Обучение охватывает большие периоды жизни человека, поглощая его продуктивные, творческие годы. Ключевым вопросом в содержании ребенка в школе является его опора на национальные и общественные ценности, формирование системного миропонимания и мышления, которые возможны только на основе синтеза технической и гуманитарной культуры человека.

Качественно новый уровень обучения и воспитания детей должен достигаться на основе полноценного использования всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество. Сама система образования должна быть не только гибкой, но должна соблюдать преемственность и использовать народную педагогику, национальные, региональные и микросоциальные проблемы.

Для школ характерен сегодня широкий инновационный поиск. Его сфера чрезвычайно обширна. Это и организационные преобразования (изменение статуса учреждения, ритма работы школы, функции администрации и т.д.), введение регионального и школьного компонентов учебного плана, интеграции учебных предметов, целевой отбор содержания обучения в соответствии с проблемами глобального образования [2]. Это и экспериментальная проверка новых учебных технологий, оптимизация базового образовательного стандарта, новые методики, дающие возможность наиболее детально, объективно и полно получить своевременную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах.

Термин «инновация» по-разному определяются в энциклопедиях и словарях. В большом энциклопедическом словаре данное понятие трактуется как новообразование. Советский энциклопедический словарь определяет его тоже как новообразование. А.И. Кочетов дает понятию «инновация» следующие определения: целостная теоретическая и технологическая и методическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая ее вывод на указанный уровень. Мы не можем полностью согласиться с этим определением. На взгляд В. Кваша и В. Латкина «инновация – это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень». Практика убеждает, что любая инновация выходит за пределы нормированной деятельности и устремлена к прорыву вперед. Но вместе с тем, педагогическому коллективу инновационных школ необходимо оглядываться на прошлый опыт, соотносить свою деятельность с существующей практикой [3].

Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких проблем и решают принципиально новые задачи, ведут к непрерывному обновлению педагогического процесса.

Глобальной целью инновационных школ является целостное развитие личности. Личность – объект исследования только общественных наук ... это тот же человек, но взятый со стороны общественной значимости и общественной деятельности.

Инновационная деятельность – один из аспектов работы современной школы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий, характеризующихся позитивными качественными изменениями. Инновационная деятельность предусматривает своего рода отклонения от нормы, представляющей стандарт, признанный в конкретных социально-психологических условиях; введение альтернативных норм, заимствование их из других сфер и другое. Она обеспечивает совокупность средств для развития, предполагает сознательное преобразование действительности.

Инновационная деятельность характеризуется процессами, состоящими из этапов возникновения, разработки и реализации новшеств. «Инновационная деятельность – отмечает В.И. Горбунова, – зависит от двух факторов: силы развивающегося инновационного процесса и характера его отношений со средой». В условиях инновационных школ это, с одной стороны, обоснованность выбора или разработки новшеств, с другой – заинтересованность в нем учителей, учащихся, родителей.

Ведущий методист В.И. Горбунова выделяет пять факторов, которые способствуют интенсификации инновационного процесса:

1) творческий потенциал руководителей школы, куда можно отнести способности к изменению ценностных ориентаций конструированию новых образов личностного поведения; разработку новых технологий и обучения инновационной деятельности участников процесса; организацию интенсивного взаимодействия и коммуникации;

2) разработанные комплексные проекты (программы, планы), которые включают параметры не только самого инновационного процесса, но и среда, на которую он воздействует;

3) консультирование проектов (программ, планов) и самого процесса, которое обеспечивает надежность действий руководителей, возможность создания альтернативных вариантов, своевременную коррекцию. Роль этого фактора велика, поскольку любое нововведение всегда связано с риском. В условиях школ инновационного типа это не только экономический, сколько добровольный, профессиональный, практический и морально-психологический риск. Отсюда возникает необходимость поиска антипода – гарантии, позволяющей избежать негативных последствий, определить и обосновать условия достижения определенных результатов в ходе инновационной деятельности и возможность компенсирующих действий в результате неудачи;

4) социально-экономическая среда, которая выступает как гарант инновационной деятельности с позиций психолого-педагогического, научно-методического и материально-теоретического обеспечения;

5) речевые позиции участников инновационного процесса. Их можно характеризовать как инициативные, содействующие, противодействующие и бездействующие. Вполне понятно, что приоритет тех или других будет сказываться на потенциале инновационной школы в целом, то есть на способности создать и реализовывать нововведения, освобождаться от уже утративших свою роль, распространять те новшества, которые значительно влияют на деятельность школы [4].

Занятие математикой можно представить себе как процесс организации количественных и пространственных реалий нашего мира и оперирования с ними. При этом данный процесс включает в себя решение задач, рассуждение, коммуникацию и создание связей в пределах и за пределами математики. Обобщение соответствующих способов обучения представляет собой интегрирование понятий о том, как дети учатся, и процессов занятия математикой.

Конструктивистская точка зрения дополняет философию обучения по программе «Step by step», которая заставляет детей задавать вопросы и решать задачи. Решение задач – это процесс, посредством которого человек прокладывает путь от неизвестного к известному. Учитель, использующий методы решения задач для обучения, создает такую среду, приглашая учеников исследовать и понимать математическую суть. Когда учитель и ученики формулируют задачи, дети находятся в исходной точке пути, ведущем к решению.

Дети проходят этот путь, пробуя разные стратегии решения: игра или использование предметов, создание умственной картинки, составление плана или перечня, использование схемы или писк ее. Ученики идут по этому пути, проходя разные этап мышления от конкретных вещей к зрительным образам, затем к абстрактным логическим отношениям. При получении опыта решения задач они приобретают понимание, которое становится важным элементом их богатых понятийных цепочек. В программе «Step by step» учитель начальной школы оценивает путь, который проходит каждый ребенок в процессе постепенного понимания, исходя из собственной точки зрения.

Задачи, которые облегчают изучение математики, включают в себя важные математические понятия и соотношения. Они заставляют детей стремиться к решению. Они дают возможность использовать самые разные стратегии решения. Способы решения выходят за рамки конкретных вопросов задачи. Они интересны для широкого круга учеников. Они помогают писать и говорить о чем-то, конструировать и представлять детские идеи и мысли.

Рассуждения включают в себя формулирование логических выводов, используя известные факты и соотношения с целью объяснения процесса мышления, обоснование ответов и процесса решения, а также использование картинок и соотношений с целью анализа математических ситуаций. Дети должны практиковаться в рассуждениях в виде неформального приглашения поделиться своими знаниями или пониманием того «почему это имеет для меня смысл». Такое приглашение предполагает, что они действительно обладают своим математическим мышлением.

В рамках нашего исследования, покажем некоторые особенности использования программы «Step by step», цели которой учитывают интеллектуальные и социальные нужды и потребности развития детей [5].

В рамках программы «Step by step» ученики должны иметь возможности передавать свое понимание математики разными способами: путем создания конкретных или изобразительных моделей или схем, устное или письменное сообщение о том, что они узнают каждый день: при этом можно использовать математические термины или символы.

Поскольку шести-семилетние дети в основном предпочитают вербальную коммуникацию, учитель должен дать им возможность рассуждать о математике при помощи вопросов. Такими вопросами могут быть такие, как: «Расскажи нам, как ты это себе представляешь» или «Можешь объяснить, как ты это понимаешь?». При этом необходимо:

– вовлечь в дискуссию больше учеников.

– Запишите ответ на доске или на большом листе бумаги.

– Предложите классу выразить ответы учеников разными способами.

– Старайся не давать решений, которые означают конец обсуждения.

В программе «Step by step» родители считаются первыми учителями ребенка. Это относится и к математике, и к другим предметам. При помощи игр с цифрами и арифметики в разговоре с детьми о деньгах и каких-то экономических вопросах родители дают им уроки математики. Поощряя детей, которые только-только начинают ходить, заниматься настольными играми, родители дают им первые понятия о пространстве и геометрии. Играя с детьми в игры со счетом или называя время по часам, родители закладывают в ни первые понятия о цифрах и числах. Все это естественные учебные ситуации, которые помогают перейти к программам дошкольного начального обучения «Step by step», так как родители служат для детей моделью преподавания.

Учебные цели программы «Step by step» по математике можно разделить на 6 типов по содержанию: картинки и соотношения, чувство числа и нумерация, понятие об операциях с целыми числами, геометрия и смысл пространства, измерения, статистика и вероятность.

Изучая проблемы использования инновационных технологий обучения на уроках математики, исходя из опыта работы учителей начальных классов города Шымкент, можно увидеть, что в ответ на возрастающие требования школы к личности учащихся начальных классов, к уровню их развития, наиболее прогрессивная часть педагогов предпринимает попытки оптимизировать учебно-воспитательный процесс посредством внедрения инновационных педагогических технологий.

Таким образом, под содержанием среднего образования в современной школе Республики Казахстан понимается система научных знаний, практических умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие интеллектуального потенциала личности. Поэтому немаловажная роль отводится и учителям по существенному изменению как традиционных, так и интенсивных форм учебной деятельности, а использование ими на уроках математики современных образовательных технологий, моделирующих сам творческий процесс, для развития творческой стороны интеллекта является необходимым.

В ходе исследования проблемы нами была проведена следующая работа:

1) изучена проблема применения инновационных технологий обучения и воспитания на уроках: педагогический и психологический аспект.

2) изучение опыта работы учителей в области применения инновационных технологий обучения и воспитания на уроках математики в начальных классах.

3) обобщение изученного опыта.

4) разработка уроков, математических заданий для контроля знаний учащихся с применением инновационных технологий обучения и воспитания.

5) апробирование данных мероприятий в школах.

6) обработка полученных результатов.

С целью обобщения опыта работы учителей по применению инновационных технологий обучения и воспитания на уроках математики в начальных классах была проведена исследовательская работа в школах.

Исследовательская работа проводилась в 3 этапа.

На перовом этапе изучался опыт работы учителей начальных школ в данном направлении, и собирался материал по теме.

На втором этапе исследования проводилось обобщение опыта работы учителей и велись разработки для заданий и уроков математики с применением инновационных технологий обучения и воспитания, а также внеурочных занятий, направленные на развитие творческого интереса учащихся начальных классов при изучении данного предмета. Были изготовлены наглядные пособия, необходимый материал для математических заданий с применением инновационных технологий обучения и воспитания.

На третьем этапе исследования было проведено анкетирование учащихся с целью выяснения причин положительного отношения и интереса к изучению предмета математики, влияние применения инновационных технологий обучения и воспитания на уроках на широкий спектр личностных качество ребенка. Когда важным становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки их.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. На наш взгляд, применение инновационных технологий обучения и воспитания на уроках математики в начальной школе способствует активизации учебного процесса, позволяет развивать положительную внутреннюю мотивацию учения, а именно: учащиеся испытывают моральное удовлетворение, высокий эмоциональный настрой, радость переживания за успехи.

2. Планирование, разработка и отработка наиболее благоприятного фона интенсивного обучения на уроках математики способствует позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.

Было бы целесообразно шире применять инновационные технологии обучения на уроках математика, так как они повышают интерес к изучаемому предмету, а также более глубже развивают умственные способности учащихся.

3. Все вышеизложенное требует от учителя:

1. Овладение психолого-педагогическими основами применения инновационных технологий обучения и воспитания на уроках.

2. Совершенствование владения методикой преподавания математики.

3. Знание индивидуальных и типологических особенностей учащихся.

4. Умение анализировать учебный материал и использовать возможности инновационных технологий обучения и воспитания на уроках для усвоения развития умственных и творческих способностей учащихся.

5. Считаем возможным применение инновационных технологий обучения и воспитания не только на уроках математики, но и во все учебном процессе. Так как подобная организация учебного процесса позволяет наиболее полно развить интеллектуальные и творческие способности учащихся.