Изменение требований работодателей к подготовке и переподготовке кадров по структуре и содержанию, вызванное стремительным развитием наукоемких производств, ускорение внедрения инновационных научных разработок в массовое производство предъявляют новые требования к науке, образованию и бизнесу. В этих условиях они не могут больше эффективно развиваться и адаптироваться к изменениям изолированно, независимо друг от друга.
Цель исследования-провести теоретический анализ возможности использования электронного обучения при реализации сетевой формы организации образовательного процесса, выявить причины неэффективности развития сетевого взаимодействия.
В соответствии со статьей 15 273-ФЗ [1] сетевая форма реализации образовательных программ подразумевает совместную деятельность образовательных организаций (в т.ч. зарубежных вузов) с использованием при необходимости ресурсов организаций науки, образования, культуры, иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов [2]. Кроме того, сетевая форма может быть реализована и с помощью предприятий – партнеров университета.
Многообещающим направлением в сетевом взаимодействии выступает электронное обучение, которое, с одной стороны, может значительно сократить расходы на реализацию сетевого обучения, а с другой стороны, предоставить больше свободы и возможностей как для обучающегося, так и для вузов и предприятий.
Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, взаимодействие обучающихся и преподавателей [3].
Основные цели, которые достигаются при использовании электронного обучения в рамках сетевого взаимодействия, представлены в табл. 1 [4].
Таким образом, основной целью сетевого взаимодействия является создание связей, механизмов и мероприятий по развитию идей, методик, технологий и инноваций современной науки и образования. Основные виды сетевого взаимодействия представлены в табл. 2.
В настоящее время образовательные организации высшего образования готовы к организации сетевого взаимодействия, но имеется ряд существенных ограничений, которые вызваны как объективными, так и субъективными причинами. Ниже приведены наиболее значимые из них:
– Отсутствие навыков командной работы в течение длительного периода времени;
– Трудности при планировании и зачете показателей деятельности университета;
– Сложности в согласовании портфеля образовательных программ, в том числе, с вузами, имеющими собственные образовательные стандарты;
– Неготовность профессорско-преподавательского состава (ППС) согласовывать результаты обучения по отдельным дисциплинам, выступающим частью междисциплинарных модулей;
– Отсутствие нормативно-методической документации по признанию виртуальной академической мобильности обучающихся;
– Отсутствие совместных фондов оценочных средств (ФОС), в том числе с участием работодателей;
– Нежелание нести ответственность за качество предоставляемых услуг;
– Перестроение иерархии административных связей;
– Конкурентная среда вузов;
– Языковой барьер.
Для эффективного сетевого взаимодействия необходимо выполнение следующих условий:
– Обеспечение заключения договора об участии в сетевой форме обучения;
– Разработка требований, предъявляемых ко всем участникам сетевого взаимодействия;
– Разработка финансовых условий реализации сетевой формы обучения (в т.ч. формы договора об оказании платных образовательных услуг);
– Подготовка системы отбора обучающихся для участия в сетевой форме организации (в т.ч. рекламные материалы);
– Разработка единой формы промежуточной и итоговой аттестации (в т.ч. в дистанционном формате), а также документов о присвоении квалификации;
– Разработка ФОС и согласование (вузы, работодатели);
– Разработка модульной структуры учебных планов;
– Подготовка сопровождения обучающихся (в т.ч. информационная образовательная среда, тьюторство, работа в социальных сетях и т.д.);
– Разработка системы мер мотивации участия ППС в сетевой форме;
– Подготовка учебно-методических материалов (с экспертизой);
– Обеспечение чтения лекций, руководство курсовыми работами и ВКР ведущими специалистами предприятий и вузов-партнеров;
– Подготовка портфолио студентов (совместно с вузами, предприятиями, вузами, организациями);
– Участие в ГЭК (в т.ч. на основе единой системы оценки).
Таблица 1
Цели сетевого взаимодействия стейкхолдеров
Стейкхолдеры |
Достигаемые цели, направленные на решение проблем |
Органы власти субъектов РФ |
– Популяризация достижений современной науки и техники, инновационной деятельности инженерного образования – Создание системы отбора и поддержки талантливой молодежи по инженерно-техническим направлениям |
Предприятия (бизнес) |
– Обеспечение кадрами приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными специалистами |
Организации общего образования |
– Создание ресурсной базы для реализации программы повышения инженерной грамотности обучающихся – Профориентационная работа |
Организации (иные) |
– Создание системы подготовки для повышения качества образовательных программ |
Вуз на уровне региона |
– Развитие кластерной политики, повышение эффективности работы Консорциума вузов |
Российский вуз |
– Повышение академической мобильности, качества образования |
Зарубежный вуз |
– Повышение академической мобильности, качества образования, внедрение лучших проектов |
Таблица 2
Виды и формы сетевого взаимодействия
1. По степени централизации управления |
||||
Централизованные |
Децентрализованные |
|||
2. По сопоставлению географического и административного расположения сети |
||||
Внутренние |
Региональные |
Российские |
Международные |
|
3. По уровню взаимодействия участников сетевого взаимодействия друг с другом |
||||
Развитость с высокой степенью интеграции участников и наличием взаимосвязей между всеми участниками |
Неразвитость и отсутствие интеграции, отсутствие взаимосвязей между участниками и наличие участников, не имеющих связей с другими |
|||
4. По коммуникации между участниками и степени интеграции различных участников в сетевое взаимодействие |
||||
– С организациями, выполняющими роль ресурсных центров. – Сети, имеющие один или несколько ресурсных центров. – Простые, состоящие из одной сети |
– С равномерным распределением функций между всеми участниками, входящими в сеть. – Сложные, включающие несколько практически самостоятельных сетей |
|||
5. По количеству участников, вошедших в сеть |
||||
Малые, средние, большие, территориальные |
||||
6. По преобладающим способам сетевого взаимодействия участников |
||||
Реальные: в формах реального обмена обучающимися или ресурсами |
Виртуальные: с помощью современных информационных технологий (электронного обучения) |
|||
7. По содержанию сетевого взаимодействия участников |
||||
Сети финансовые, информационные, научно-методического и материально-технического взаимодействия участников, кадровые сети (ротация кадров или использование кадрового потенциала |
Сети интеграционного взаимодействия участников: с взаимодействием по разным направлениям, в т.ч. в разных формах |
|||
8. По форме обучения |
||||
Индивидуальные |
Групповые |
|||
9. По результатам обучения |
||||
Признаваемая квалификация (признаваемый результат модуля) |
Сертификат о прохождении обучения |
|||
10. По финансовым условиям |
||||
Равнозначные (взаимозаменяемые) |
Доминирующие |
|||
11. По отношению к обучающемуся |
||||
Инициативные (обучающийся сам выбирает форму сетевого взаимодействия – курс, модуль, семестр, год обучения и т.д.) |
Управляемые (обучающий действует по траектории академического консультанта) |
Перечисленные условия наглядно демонстрируют, что все участники сетевого взаимодействия должны принять активное участие не только в процессе обучения, но и при проектировании образовательной программы и оценке компетенций. Предлагаемые схемы (рисунок) включают участников образовательного процесса, формируемые результаты сетевого взаимодействия и соотнесение ожиданий работодателей (достижения целей) [5] с реальным выпускником образовательной программы. Отличительной особенностью схемы является четко прослеживаемая ответственность за результаты обучения (формирование, оценку на основе рассмотрения и учета портфолио обучающегося), включая перспективу развития выпускника на конкретном предприятии как специалиста. Государственная итоговая аттестация подводит итог успешности образовательной программы, выбранных технологий освоения образовательной программы (в т.ч. электронного обучения) и уровня взаимодействия вуза с предприятиями и организациями. И промежуточная, и итоговая аттестация может проводиться с использованием информационно-коммуникационных средств.
Таким образом, электронное обучение при сетевой форме взаимодействия обеспечивает:
– Распространение лучших практик;
– Концентрацию ППС на научных исследованиях;
– Экономию ресурсов (времени, финансов, оборудования и т.д.);
Условия эффективного взаимодействия
– Повышение квалификации ППС;
– Личностно-ориентированную среду (при составлении индивидуального плана обучающихся);
– Развитие профессиональных и личностных коммуникаций;
– Внутренний бенчмаркинг;
– Расширение сотрудничества с предприятиями и вузами-партнерами;
– Привлечение талантливых абитуриентов;
– Объективность оценки индивидуальных результатов освоения образовательных программ.
Сетевое взаимодействие в настоящее время является основой для обеспечения доступности качественного образования, одним из наиболее перспективных направлений организации профильного обучения на высоком, качественном уровне, что побуждает искать новые, современные подходы к организации образовательного процесса на основе сетевого взаимодействия, в т.ч. с использованием электронного обучения.