Большинство работодателей при приеме на работу выпускников вузов сталкиваются с тем, что вчерашние студенты не могут применить на практике полученные в вузе знания. Для переобучения и переподготовки выпускников вузов требуются временные, финансовые и человеческие ресурсы, в связи с чем возникает необходимость уже в процессе обучения прививать студентам мотивацию к участию в реальных проектах по профилю обучения, что заложено в стандартах концепции CDIO [1].
Философия CDIO определяет контекст инженерного образования, образуя культурное пространство или среду, в которой происходит обучение, практика и освоение технических знаний, необходимых навыков, что позволяет устранить противоречия между теорией и практикой в инженерном образовании. Новый подход предполагает усиление практической направленности обучения для симбиоза теоретических знаний студентов с их практическими потребностями, применение новых технологий и форм реализации учебного процесса, и акцентирует внимание на актуальности внедрения интерактивных методов в образовательный процесс [2].
Интерактивное обучение (от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – действовать) рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся» [3].
Интерактивные методы через взаимодействие студентов и преподавателя предполагают внедрение в систему обучения приемов проблемно-ориентированного образования (в т.ч. переосмысление преподавательской позиции и изменения технологии организации учебного процесса по конкретной дисциплине), которое может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации усвоения материала на основании творческого подхода.
Цель исследования – описание методов обучения, позволяющих формировать компетенции обучающихся в рамках дисциплины «Творческий проект», в т.ч. через участие в молодежном клубе.
Материалы и методы исследования
Активные методы обучения вовлекают студентов непосредственно в осмысление процессов и решения проблем. Меньше внимания уделяется пассивной передаче информации, больше – вовлечению студентов в управление, использование, анализ и оценку идей и содержания дисциплин. Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.
Введение дисциплины «Творческий проект» в учебный план образовательной программы «Стандартизация и метрология» вызвано присоединением Томского политехнического университета к международной инициативе CDIO. В основе концепции CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate) лежит освоение студентами инженерной деятельности в соответствии с моделью «Планировать – Проектировать – Производить – Применять» реальные системы, процессы и продукты.
Творческие проекты являются обязательными для всех студентов. Выполнение творческих проектов проводится в подгруппах численностью не более 5 студентов в рамках самостоятельной работы (общим объемом 2 часа в неделю) под руководством преподавателя кафедры. Ведущий преподаватель при использовании интерактивных подходов к обучению (творческие задания, работа в малых группах) создаёт условия и творческую среду, в которой обучающиеся приобретают навыки использования теоретических знаний для решения познавательных и практических задач, работы в группах; определяют недостающие знания и самостоятельно приобретают их из разных источников; развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения) и системное мышление.
Проектно-ориентированное обучение, которое используется при реализации творческих проектов, должно способствовать формированию умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации; самообразования и самоконтроля; работы в команде; формулирования задачи, генерирование методов решения и выбор оптимального способа ее решения.
Тематика творческих проектов бакалавров объединена с реальными проектами Молодёжного клуба менеджмента качества (инициативный проект Центра качества ТПУ с 2010 года). Эксперты Центра качества ТПУ, с одной стороны, дают студентам необходимые знания, востребованные рынком труда, а с другой – передают свой опыт взаимодействия с Заказчиком, участия в реальной практической и производственной деятельности и приобщают к нему студентов.
Целью клуба является формирование у студентов и молодых ученых профессиональных компетенций в области систем менеджмента качества и современных методов управления. Основными задачи Клуба, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью бакалавров, являются: привлечение талантливой молодежи к участию в консалтинговых проектах по внедрению систем менеджмента, организация стажировок и практик на предприятиях и в организациях, консультационная помощь молодым ученым в повышении эффективности систем управления собственных малых инновационных предприятий [4].
Работа в рамках клуба помогает студентам приобрести профессионально-коммуникативные компетенции, заложенные во ФГОС и собственных образовательных стандартах ТПУ.
Тематика проектов, над которыми работают студенты в клубе «Менеджмент качества», связана с дисциплинами, входящими в учебный план образовательной программы подготовки выпускников по направлению 27.03.01 «Стандартизация и метрология» («Управление качеством», «Стандартизация», «Сертификация», «Метрология», «Статистические методы контроля и управления качеством», «Квалиметрия» и др.), которые являются инструментами обеспечения качества продукции, услуг и процессов, тем самым студенты могут применить полученные теоретические знания в реальных проектах [5].
Вступив в Молодежный клуб менеджмента качества, студенты объединяются в команды по несколько человек для работы над проектами. Каждую команду возглавляет лидер проекта (сотрудник Центра качества ТПУ или профессионал в области менеджмента). Участники проекта собираются еженедельно для обсуждения выполнения проекта, участия в обучающих семинарах и мастер-классах по тематикам реализуемых проектов (например, обучение методологии внедрения процессного подхода и навыкам работы в программе BusinessStudio 4.0) [6].
Для подведения итогов работы над проектами два раза в год проводятся открытые конференции клуба, на которых студенты докладывают результаты проектов, обсуждают итоги работы [7].
Одним из проектов клуба «Менеджмент качества» является проект «Совершенствование системы управления бизнес-процессами научно-технической библиотеки (НТБ) ТПУ на основе программного продукта BusinessStudio». В проекте принимают участие студенты младших и старших курсов, а также магистранты кафедры компьютерных измерительных систем и метрологии.
В соответствии с календарным планом-графиком работ по проекту проходят еженедельные встречи рабочей группы, в состав которой входят: сотрудники научно- технической библиотеки (НТБ ТПУ), сотрудники центра качества ТПУ и студенты-участники клуба «Менеджмент качества».
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе работы по проекту студенты получили необходимые знания на обучающем семинаре по работе с программным продуктом «BusinessStudio» и приняли участие в разработке «Портфеля продуктов/услуг», предоставляемых НТБ ТПУ и оценке степени их актуальности. Далее рабочая группа перешла к описанию процессов НТБ ТПУ, участниками проекта определены процессы «верхнего уровня», а также проведена декомпозиция этих процессов в нотации «Процедура» в программе «BusinessStudio». На данном этапе студенты отработали навыки графического описания процессов. Продолжением данного проекта стала разработка документированных процедур на основании графических моделей основных процессов НТБ.
Работая над проектом клуба «Совершенствование системы управления бизнес-процессами НТБ ТПУ на основе программного продукта BusinessStudio», студенты приняли участие в решении реальных задач и проявили следующие активности:
– углубление теоретических знаний в сфере процессного подхода;
– проведение классификации продуктов деятельности по основным направлениям работы;
– выявление процессов и внедрение процессного подхода;
– осуществление декомпозиции процессов и навыки работы в программе BusinessStudio;
– участие в заседаниях рабочей группы по проекту;
– составление протоколов встреч по проекту;
В результате выполнения творческого проекта студенты получили следующие результаты обучения, которые позволят сформировать компетенции по соответствующему направлению подготовки:
– Моделирование процессов в нотациях IDEF0 и «Процедура»;
– Разработка системы показателей и мониторинга процесса;
– Регламентация процесса;
– Работа в команде;
– Теоретические и практические навыки внедрения процессного подхода в организацию:
● практический опыт по внедрению процессного подхода;
● навыки работы в программном продукте «BusinessStudio».
Заключение
Интерактивное обучение позволяет активизировать деятельность обучающегося, дифференцировать по уровню сложности материал, корректировать профессиональное поведение выпускника, нацеливать на получение максимального результата при эффективном использовании ресурсов для обеспечения имитации профессиональной среды (реальных условий будущей деятельности).
В статье рассмотрена практическая реализация концепции CDIO в вузе, на примере реализации дисциплины «Творческий проект» в формате студенческого клуба. В процессе реализации дисциплины «Творческий проект» преподаватель имеет возможность использовать интерактивные методы обучения, решать задачи подходы проектно-организованного и проблемно-ориентированного образования. Совокупность применения данных методов и активное участие во внеучебной деятельности посредством работы в инициативных клубах по своему профилю обучения, позволяют обучающимся максимально полно реализовать свои творческие способности и профессионально совершенствоваться.
Участие в реальных проектах во время обучения в вузе обеспечивает получение опыта практической деятельности, работы в команде, с информацией, самосовершенствования профессиональных качеств, а также развитие умений формулирования задач и выбора путей их решения с оценкой рисков, ресурсов (существующих и необходимых).