Эффективное использование инновационных технологий в образовательном процессе подготавливает студентов, обучающихся на различных специальностях, стать в будущем конкурентоспособными специалистами. Педагоги, благодаря эффективному использованию инновационных технологий, могут научить обучающихся формулировать и доносить свои мысли, развивать творческое мышление, решать проблемы, возникающие в деловых отношениях, эффективно использовать все виды информации [1].
Сегодня в образовательных учреждениях используются различные виды теоретических и практических инновационных технологий. Этим вопросом занимались такие ученые, как А.Я. Савельев, В.М. Максимов, Г.К. Селевко. Согласно исследованиям В.М. Максимова, предлагаются следующие понятия: структурная логическая технология, интеграционная технология (взаимосвязь различных дисциплин), игровая технология, обучающая технология, информационные технологии, диалоговая технология.
Данные понятия широко применяются в настоящее время в педагогике.
Обучение в образовательном процессе – это совместный педагогический процесс учителя и учащегося, направленный на достижение конкретной цели. А достижение этой конкретной цели обусловлено интенсификацией учебного процесса.
В учебном процессе необходимо широко использовать образовательные, воспитательные, развивающие функции обучения. Каждая педагогическая технология создает благоприятные условия, возможности для личностного саморазвития человека, повышения его творческого потенциала [2].
Электронные учебные пособия, вне зависимости от вида, могут ощутимо помочь учителю в учебном процессе и повышении качества знаний обучающихся. Тем не менее, развитие научно-технического прогресса требует рационального использования новых методов обучения, технических пособий, другими словами, новых технологий обучения. В связи с этим необходимо выделить рациональный вид преподавания казахского языка на русском отделении. Считаем, что наиболее рациональным в преподавании казахского языка на русском отделении является использование компьютера. Это объясняется следующим:
● во-первых, широкие дидактические возможности компьютера по сравнению с обычными пособиями;
● во-вторых, соответствие компьютера всем требованиям научно-технического прогресса, а также новым образовательным технологиям;
● в-третьих, возможность использования электронных пособий не только в аудиториях, но и вне аудиторий, что особенно важно для иноязычных учащихся с целью самостоятельного и быстрого изучения казахского языка;
● в-четвертых, компьютер прост в использовании.
В повышении качества обучения казахскому языку русскоязычных обучающихся большая роль отводится самостоятельной работе. Для личного достижения результата студент должен усваивать материал сознательно. В данной работе предлагается самостоятельная внеаудиторная работа, предназначенная для лучшего запоминания и закрепления пройденного материала. В работе также приводятся различные виды выполнения самостоятельной работы с помощью компьютера. Особенность этой самостоятельной работы заключается в том, что она дополняет пройденный в классе, аудитории материал, который строится вокруг одной лексической темы. Преимущество этого подхода состоит в том, что эта работа способствует развитию речи на определенную тему:
– во-первых, определяет, о чем надо говорить изучающим язык в той или иной ситуации,
– во-вторых, как надо говорить, какие языковые средства использовать в той или иной жизненной ситуации.
С помощью электронных учебников могут быть проведены различные виды работ: монологи, дискуссии, интервью, чтение, письмо. На основе пройденного материала студент или учащийся должен уметь вести разговор, строить монологическое высказывание в объеме лексического минимума [3].
Студенты и учащиеся в конце занятия должны:
– ознакомиться с деловым текстом, составленном на основе грамматических и лексических материалов;
– дать информацию на основе пройденной темы;
– пересказать содержание делового текста, опираясь на план и ключевые слова;
– составить комментарий к видеофильму;
– провести презентацию на основе лексико-грамматических материалов этого курса;
– представить информацию об истории компании или фирмы, а также описать их действия и выпускаемую продукцию.
В настоящее время проводится работа по внедрению и использованию в школах информационных технологий с целью повышения информационной культуры учащихся.
В последние годы большое внимание уделяется внедрению информационных технологий, учебных программ и электронных книг в сферу образования, созданию электронных библиотек, разработкам структуры информационной сети, а также развитию дистанционного обучения. В связи с этим вопрос о создалии электронных учебников и учебных пособий является наиболее актуальным. Полностью проработанный электронный учебник является вспомогательным пособием при выполнении практической работы в процессе урока, выполнении самостоятельной работы в компьютерных классах, методическим пособием экзаменатора. Электронные учебники способствуют повышению уровня знаний и навыков каждого пользователя, а также повышения их квалификации [4].
Систематическое закрепление знаний обучающихся в сфере программирования в последнее время связано с использованием электронных учебников. Электронные учебники – один из главных инструментов в процессе информатизации образования.
Электронный учебник – программно-методический комплекс, расположенный на магнитном переносном устройстве (жестком или гибком диске), обеспечивающий возможность усвоения учебного курса с помощью компьютера, самостоятельно или при участии преподавателя [5].
Электронный учебник должен состоять из трех основных компонентов: – основного информационного раздела – презентационного;
– практического раздела, отвечающего за закрепление полученных знаний – упражнения;
– раздела для оценки знаний обучающихся – тестирование.
Постоянная модернизация информационных технологий сможет обеспечить оптимизацию и интенсификацию учебного процесса. Поэтому новые технологии являются основным фактором развития и достижения высоких результатов для каждого учебного заведения.
Ежедневное использование на уроках видео, аудио-установок, телевизора, компьютера приводит к значительным результатам. Это позволяет повысить интерес учащихся к уроку, помимо внимательного просмотра и прослушивания материала, оно дает возможность повторного просмотра и прослушивания непонятных мест, уточнения данных.
Достоинства этого подхода:
– возможность дистанционного обучения;
– возможность быстрого получения нужной информации;
– повышение качества знаний.
Данные преимущества использования электронных учебников наиболее ярко проявляется при изучении языков (казахского, английского, русского и т.д);
при обучении предметам, требующим движения, действий, динамики (искусство танца, рукоделие, физкультура и др.) [6].
Электронные учебники дают возможность увидеть недоступное привычному глазу, а также прикоснуться к тайнам природы, к результатам различных физических, химических и биологических опытов.
Таким образом, инновационные технологии способствуют развитию учебной и научно-профессиональной компетенции обучающихся.
Эффективное использование педагогами инновационных технологий в учебном процессе направлено на повышение образовательного уровня молодежи – будущих высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.