Воздействие природной среды на жизнь общества пытались объяснить в своих работах многие мыслители и историки. Они «видели в особенностях географии своей страны один из ключей к пониманию «духа» ее народа, который помог бы объяснить особенности национальной истории и современного состояния общества» [1, С. 189].
С.М. Соловьев писал, что «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают» [5]. В рамках данного подхода проанализируем специфические различия между Севером и Югом Вьетнама и покажем, что они обусловлены влиянием географической среды и особенностями исторического развития.
Перед тем как приступить к исследованию заявленной темы, отметим особенности географического положения, климата и рельефа территории Вьетнама. Вьетнам является небольшим по площади государством в Юго-Восточной Азии, но благодаря своей большой протяженности с севера на юг, Вьетнам обладает различными климатическими условиями и большой контрастностью рельефа. Будем считать, что 17-я параллель делит территорию Вьетнама на две части – Северный Вьетнам и Южный Вьетнам. Поскольку, именно, в Северном Вьетнаме несколько тысяч лет назад возникло вьетнамское государство, то и начнем с него.
На севере Вьетнама существует четкое разделение сезонов: короткая и прохладная зима сменяется солнечной весной, теплым летом и мягкой осенью. Иногда, зимой, из-за проникновения холодного воздуха из Китая температура понижается до 1 °С, и в горах можно увидеть снег. К тому же, ежегодно, осенью и зимой в северо-центральную часть Вьетнама приходит много мощных тайфунов с моря. Рельеф Северного Вьетнама большей частью горный, небольшие равнины сформированы дельтой реки Красной.
Колыбелью каждого народа является природа, которая определяет его историческую судьбу. Влияние, которое она оказывает на жизнь общества, называется географическим фактором. Именно он, на раннем этапе развития, оказывает прямое и определяющее влияние на основные сферы жизнедеятельности, на темперамент, способности и наклонности людей. В этих рамках формируются традиции, соответствующая культура и особенности менталитета народа.
Почвенно-климатические условия обуславливают характер хозяйства. Еще в древности, предки вьетнамцев, заметив, что дикий рис любит тепло и влагу, начали высаживать его на заливных полях. В течение тысяч лет население Вьетнама выращивает рис в дельте реки Красной. Рис во Вьетнаме считается символом жизни и плодородия, не случайно появилась традиция посыпать новобрачных рисом, желая им счастья и благополучия. На севере Вьетнама, на затопленных дождевой водой рисовых полях возник уникальный жанр вьетнамского искусства – кукольный водный театр.
Теплый и влажный климат оказал большое влияние на тип жилища и его обустройство. Долины рек во время продолжительных ливневых дождей часто затоплялись, поэтому вьетнамцы придумали дома на сваях. Дома имеют Т-образную архитектуру (hмnh thước thợ) – главное помещение и хозяйственная пристройка. Стиль одежды тоже исходит от климата, от характера местности, от рода занятий человека. Если говорить о традиционной одежде вьетнамцев, то это куртка и брюки прямого покроя, на голове – конические шляпы из пальмовых листьев, ставшие защитой от муссонного дождя и палящего солнца. Говоря о традиционной одежде, нельзя не сказать о платье «ао-зяй», которое стало гордостью и символом вьетнамских женщин.
Занятость населения в трудоемком рисосеянии повлекло распространение традиции многодетных семей.
Идея Л.Н. Гумилева о том, что характер этносов (особенно в доиндустриальный период) очень тесно связан с особенностями климата и ландшафта территории, где он появился и жил, не лишена оснований [1]. Человек, приспосабливаясь к определенным природным условиям, воспитывает и развивает те качества характера, которые оптимально подходят к данной природной среде.
Во влажный сезон на побережье Вьетнама обрушиваются мощные тайфуны, нередки наводнения, порой бывают засухи, оползни с гор. Постоянная борьба с такими природными явлениями сформировало и развило у вьетнамцев крепкие традиции коллективизма. Общественные интересы стоят выше личных, родовая община доминирует над семьей. И сейчас во Вьетнаме, жители небольших деревень являются кровными родственниками. Это видно из названия деревень: Дангса (Рặng Xб) – «место, где живут Данги», Нгуен (Nguyễn) – «место, где живут Нгуены», Ли (Lý) – «место, где живут Ли». В таких деревнях сохранился традиционный общинный уклад сельской жизни: часто несколько поколений живут в одном общинном доме, редко едят из отдельной посуды, зачастую беря еду с общего блюда.
Немаловажным является и то, с какими странами граничит государство. Северная часть Вьетнама граничит с Китаем, На протяжении тысячи лет Вьетнам входил в состав Китая. Неудивительно, что китайская цивилизация оказала значительное влияние на характер социально-экономических отношений, культурную и религиозную жизнь Вьетнама. Из Китая пришли иероглифическая письменность, производство шелка, постройка плотин, правовые и политические нормы, конфуцианство и даосизм.
После обретения независимости от Китая, началась «долгая история вьетнамской экспансии на юг». Движение к югу было обусловлено быстрым приростом вьетнамского населения, а также относительным малоземельем в Северном Вьетнаме, большую часть которого занимали горы. При движении на юг горы уступают место бескрайним равнинам и широким рекам. На Юге Вьетнама наблюдается только 2 сезона: сухой и дождливый. Не случайно в Северном Вьетнаме такие тропические культуры как кокосовая пальма не плодоносит, а каучуковое дерево-гевея экономически выгодна в Южном Вьетнаме.
Но если происходят изменения в природе, то и при переселении части этноса в другую среду обитания, с ними происходят те же изменения. При этом что-то сохранялось неизменным, что-то утрачивалось, но многое и приобреталось за счет воздействия географии нового места проживания и межкультурного общения с проживающими здесь народами. Изменения начинали проявляться в быте, в обрядах, в характере и поведении людей, в меняющемся самосознании. В результате, происходила трансформация элементов материальной и духовной культуры.
Северный Вьетнам до сих пор отличается своей особой самобытностью, а традиции на юге становились проще. Например, на севере, во время праздника, за столом сидят старики и мужчины, тогда как на юге, вся семья сидит за столом. Позиция женщины в семье и в обществе на юге выше, чем на севере. Дети могут разговаривать и комментировать взрослых, такой ситуации не бывает на севере. Кроме того кухня северного Вьетнама более традиционна – известные блюда фо и банькуон (bбnh cuốn) появились на заре вьетнамской цивилизации. На Юге из-за большого изобилия специй – блюда более пряные, часто присутствует сладкий вкус.
Отличие Юга и Севера проявляется даже в речи жителей этих регионов. Они заключается в следующем:
– в северных диалектах s произносится как «с», а на юге страны как «ш»;
– V произносится как [v] на севере, и [j] на юге;
– d и gi произносятся либо как [z] (на севере), или как [j] й (на юге).
К тому же северный вьетнамский язык имеет полных 6 тонов, в то время как язык южного Вьетнама имеет только 5 тонов (слияние двух тонов в одном).
Южная часть Вьетнама принадлежала Камбодже, этот регион является колыбелью кхмерской цивилизации, что обусловило их ориентацию на индийскую культуру.
Итак, мы можем сказать, что во многом, именно географический фактор влияет на особенности быта и ментальность человека, определяет экономическую основу развития государства. Но, как сказал, Л.И. Мечников: «Изучая пространство, необходимо, конечно, отдавать себе отчет и о действии другого равносильного элемента – времени». Иными словами, взаимодействие категории «географической среды-человека-культуры» нельзя рассматривать однозначно, потому что она может меняться, обогащаться и трансформироваться в ходе истории под воздействием других факторов, таких как смена места проживания, история взаимовлияния народов приграничных стран, смена политических режимов и т.д. Географический фактор является основой становления национального характера, а исторический опыт народа воспитывает и утверждает его.
История Вьетнама – это национально-освободительная борьба с иноземными захватчиками: борьба с китайскими династиями; борьба против вторжения монгольских войск и японской империалистической агрессии; борьба против французской колониальной зависимости и т.д. Постоянная борьба за свою свободу развила во вьетнамском народе стойкость, выносливость, превратила их в подлинных патриотов. Из поколения в поколение на генном уровне передается чувство собственного достоинства и любовь к свободе. «Лучше умереть славной смертью в борьбе, чем влачить позорное существование под игом».
И.Г. Гердер писал, что образ жизни, политический строй и этническая история оставляют свой отпечаток на менталитете людей проживающих в определенной части Вьетнама. Впервые в национальном сознании вьетов зародились такие понятия, как «южане» и «северяне» в 1673 году, когда страну разделили на две части между двумя правящими семьями. Различия начали проявляться в социально-политической, экономической и ментальной сферах. Колониальное завоевание Францией Вьетнама и продолжительное французское правление еще больше усилило отличия Юга от Севера:
– упрощенный, по сравнению с Севером, государственный аппарат;
– доминирование военных чиновников над гражданскими;
– приоритет частного землевладения над общинным;
– ослабление общинных ценностей, большая заинтересованность в получении личной прибыли.
С 1954 по 1975, Вьетнам пережил гражданскую войну между коммунистическим Севером и капиталистическим Югом, в которую ввязались США и выступили на стороне Юга. В результате Вьетнам был разделен на два отдельных государства, которые развивались диаметрально противоположными путями общественно-экономического развития – социализма и капитализма. Изменение социально-политических отношений оставляет свой отпечаток на менталитете людей [2].
Север – это колыбель нации, очаг революции, молчаливая очередь к мавзолею Хо Ши Мина. Северные люди более трудолюбивы, бережливы, организованны, сдержанны.
Юг – это лидер капиталистической перестройки страны, где глубоко укоренились традиции и навыки частного предпринимательства, механизмы капиталистической экономики, свободы в обществе, чуждой массовой культуры. Поэтому Южные люди не жалуют правила этикета, они более предприимчивы и мобильны, больше открыты миру, лучше готовы к восприятию всего нового.
Главный город Севера, Ханой, считается административным и политическим центром страны. Главный город Юга, Хошимин – крупнейший экономический центр и многочисленный по населению мегаполис.
Авторы отдают себе отчет в том, что это очень широкая тема, но на отдельных примерах мы показали, что степень трансформации этнической культуры, традиций, менталитета, зависит от географического фактора и набора воздействующих факторов истории государства. Сейчас Вьетнам единое государство. С провозглашением политики «обновления» происходит возращение к базисным духовным ценностям, прежде всего к национальной культуре и к традиционным этическим и религиозным положениям на высшем партийном и государственном уровне [4].
Мы не можем изменить географические факторы, но мы можем найти методы, чтобы преодолеть трудности и отрегулировать свой собственный образ жизни, чтобы вписываться в общую тенденцию развития страны и продолжать особенности и традиции этой земли.