В современных исследованиях, связанных с моделированием исторического процесса, малоразработанными являются те аспекты, которые касаются так называемой темпоральной референции относительно исторических событий, фактов или явлений. Дело в том, что подобные вопросы представляют особую важность с позиций современной аналитической философии, так как фактически не только дают определенные направления формирования концептуального аппарата адекватного для конструирования и осмысления исторического процесса, но и непосредственным образом подводят исследователя к очень важным вопросам методологического характера.
Речь идет о том, что современные исследования в рамках конструирования исторического процесса хотя и опираются на некоторый синтез эмпирического и теоретического уровней исследования, тем не менее, в большинстве случаев трудно установить тот категориальный и концептуальный аппараты, которые действительно могут дать адекватные описания того или иного фрагмента исторической действительности. В особенности, если речь идет о том, чтобы представить различные модели исторического процесса.
При этом подобное представление, конечно, может являться стратегически оправданным как с позиций использования той или иной конкретной методологии, так и с позиций применения одной или нескольких методологий по отношению к различным моделям. По нашему мнению, достаточно адекватной методологией для конструирования исторического процесса и представления его моделей может служить моментно-интервальная методология. Следует отметить, что действительно сама история как процесс происходит во времени и правильно сформулированная темпоральная структура будет являться той базисной и той адекватной структурой, которая позволит продемонстрировать действительно различные варианты моделирования исторических процессов, описать те модели, которые в условиях подобного конструирования могут появляться.
На наш взгляд, моментно-интервальная методология позволяет действительно учитывать очень многие исторические концепции, которые так или иначе исследователь вовлекает в процесс конструирования истории и которые реально вошли в исследовательский обиход. Это могут быть такие понятия, как «историческая тенденция», «исторический факт», «исторические события», «исторический период» и т.д. Фактически, мы имеем дело с определенным набором концептов, имеющих необходимость в соотнесении с определенными темпоральными концептами. Исследования в области моментно-интервальных структур предполагают, что целый ряд исследователей Д. Даути, В.В. Попов, Ч. Хэмблин, и т.д. обозначили те темпоральные структуры (основанные на моментно-интервальном подходе), которые являются весьма удобными для моделирования исторических процессов. Более того, как нам представляется, выразительные возможности гносеологического характера этих структур использованы в современных историко-философских исследованиях весьма фрагментарно и это является достаточно слабым местом современной темпоральной методологии, необходимой для исследования исторического процесса.
Реально задействованные в конструировании исторического процесса определенные концепты так или иначе имеют темпоральную референцию, с одной стороны, но с другой стороны, именно эта темпоральная референция, в конечном счете, позволяет более адекватно представить себе исторический процесс как с точки зрения действительно возможных форм его проявления, так и с точки зрения более адекватного, более глубокого его понимания. Так как моментно-интервальная методология действительно позволяет представить целый ряд схем, а через них и моделей, отражающих те или иные фрагменты исторического процесса, те или иные сегменты, что и позволяет представить реальные модели, дающие исследователю возможность сформулировать и продемонстрировать адекватное описание исторической действительности через достаточно жесткое ее представление в спектре от простых схем и их описания до представления точных моделей, причем с выходом на семантические и прагматические аспекты. В современной литературе это уже выразилось в семантиках типа С. Крипке, Я. Хинтикки и Р. Монтегю.
Определим темпоральные характеристики, которые будут являться базисными по отношению к универсальной модели, отражающей исторический процесс с точки зрения использования достаточно простой моментно-интервальной структуры.
Под моментной структурой времени будем понимать множество, состоящее из двух элементов, а именно множество моментов времени, с которыми будут коррелировать исторические события и бинарным отношением предшествования на это множество, то есть отношением предшествования между самими этими событиями. Минимальный базис подобной структуры будут образовывать «транзитивные» и «иррефлексивные», а, следовательно, «ассиметричные» свойства отношений предшествования, которые будут универсальны для любой модели времени. В случае финитных моделей базисные свойства расширяются принципами «конечности» и «дискретности времени». Принцип «конечности» постулирует существование начала и конца времени. «Дискретность» связана с его конечной делимостью.
Так, принцип «конечности» может быть сформулирован следующим образом: если в рамках исторического процесса выделяются два исторических события, допустим x и y – события – то неверно, что если x предшествует y, то для любого x или y – события существует отрицание того, что сам y предшествует x.
«Дискретность» отражает такую особенность конструирования исторического процесса, при котором, выделив его переходный период, не следует расширять исследовательские рамки, так как при подобном расширении возможно как изменить сами границы рассматриваемой пары изначально заданных исторических событий, так и внести в рамки самого транзитивного или переходного периода некоторое историческое событие, которое, в конечном счете, следовало бы потом учитывать при анализе соотношения исторических событий x и y, что в исследовательских целях нецелесообразно, или же не имеет существенного значения для построения данной конкретной модели.
В случае инфинитных моделей необходимым является принцип «бесконечности» времени, то есть несуществования его начала и конца, или принцип «плотности» внутри временного отрезка, или же оба принципа вместе. Принцип «бесконечности» может означать следующее: для любого исторического события x и для любого исторического события y естественным является то, что, допустим, событие x предшествует событию y и для всякого события x существует такое историческое событие y, при котором это событие y предшествует историческому событию x.
Принцип «плотности» заключается в следующем. Данный принцип означает, что при наличии существования исторического события x и исторического события y, если историческое событие x предшествует историческому событию y, то существует историческое событие z такое, что если историческое событие x предшествует историческому событию z, то историческое событие z в этом случае будет предшествовать историческому событию y. В данном случае, анализируя свойства «плотности» предполагается, что исследователь допускает при анализе соотношения зафиксированных во времени исторических событий некоторых иных событий, смысл которых заключается не столько в отражении самого перехода между событиями, сколько в том, что при необходимости сам исследователь может в качестве определенной идеализации или абстракции всегда добавить некоторое событие в рамках обозначенного интервала, которое может повлиять как на прояснение значений предшествующих во времени исторических событий, так и на прояснение той оценки, которую в итоге исследователь даст всему переходному периоду от одного исторического события к другому историческому событию.
Ясно, что инфинитные модели времени могут быть дискретными, если в них выполняются принципы «бесконечности», а также конечными в смысле принципа «конечности», если в них выполняется принцип «плотности», но не тем и другим вместе.
Темпоральная структура, необходимая для логики исторического процесса, должна включать принцип «линейности». Линейность времени обычно связывают с философской концепцией детерминизма, считая, что данное свойство выражается в форме однозначно определенной каузальной зависимости последующего состояния исторического события от предшествующего. Очевидно, что концепция линейной упорядоченности времени тесно связана с аристотелевской трактовкой процесса во времени как «цепи актуализированных состояний».
Принцип «линейности» может быть сформулирован следующим образом: для всякого исторического события x и для всекого исторического события y либо историческое событие x предшествует историческому событию y, либо историческое событие y предшествует историческому событию x, либо данные события совпадают по времени.
Обратным линейному характеру времени является такое его представление, в соответствии с которым время линейно только в направлении к прошлому, но оно ветвится в будущее. Тем самым устанавливается свойство древовидности времени. Принцип «древовидности» означает следующее: для различных исторических событий x, y и z, если историческое событие y предшествует историческому событию x и историческое событие z предшествует историческому событию x, то либо историческое событие y и z совпадают, либо историческое событие y предшествует историческому событию z, либо историческое событие z предшествует историческому событию y.
Данное свойство обычно используется индетерминистской концепцией для исторического процесса, который допускает возможность рассмотрения альтернативных состояний исторического события относительно фиксированного момента времени. Одним из важных свойств моментной структуры времени является направленность временного потока относительно исторического процесса. Данное свойство отражает идею о том, что в потоке времени не существует таких моментов, которые не связаны между собой отношениями предшествования. Для моментной структуры со свойствами «бесконечности» и «линейности» свойство «направленности» выражается в следующих двух принципах: один из которых утверждает о линейной направленности времени в будущее, а другой в прошлое.
Принцип «направленности» означает, что для любых исторических событий x, y и z выполняется такое свойство, что историческое событие x будет предшествовать историческому событию z и историческое событие y также будет предшествовать историческому событию z. С другой стороны, принцип «направленности» может выглядеть так: для любых исторических событий x, y и z, историческое событие z предшествует историческому событию x и историческое событие z предшествует историческому событию y. Смысл двух принципов направленности как раз и характеризует то, что исторические события можно рассматривать на структуре времени с тех позиций, что они случаясь, уходят в прошлое, с другой стороны, исторические события можно представлять по отношению к будущему, но случившись, они через настоящее опять-таки уходят в прошлое, поэтому свойство «направленности» и характеризует возможность ветвления времени по отношению как к прошлому, так и к будущему. Конечно, это достаточно сильная теоретическая идеализация, однако, она очень важна с точки зрения исследовательских задач понимания не только онтологического статуса понятия «исторического события», но и всей программы исследования связанного с моделированием исторического процесса.
В этой связи, конечно, только второй принцип «направленности» характерен для древовидной структуры, так как свойство «древовидности» не предполагает линейность будущего. Иногда данный принцип «направленности» в индетерминистских структурах времени называют свойством «связности». При этом мы можем сказать, что оба свойства «направленности» вместе со свойством «линейности» определяют моментную структуру как координационную систему времени, в которой каждому моменту структуры соответствует определенная точка координаты времени. С подобными моментами соотносятся те или иные исторические события, которые, в свою очередь описываются определенным множеством исторических явлений, которые сопоставляются с историческими фактами.
Фундаментальный характер понятия «исторический процесс» обусловливает сложность его философской трактовки. Как свидетельствует история философии, обращение к проблемам процесса и времени, ее интенсивная рефлексия, характерно для переходных эпох. Это является абсолютно закономерным, так как в такие эпохи уникально сосуществуют различные типы ментальности, мировосприятия и мировоззрения. Возможность существования среди различных миров позволяет человеку ощутить на собственном опыте то, что человеческий язык называет временем.