Учебные и производственные практики на фармацевтическом факультете имеют большое значение в формировании современного конкурентноспособного специалиста. Учебная полевая практика по фармакогнозии в VI семестре обеспечивает закрепление знаний по фармакогнозии, полученных студентами в лекционно-лабораторном курсе, приобретение умений и практических навыков по вопросам заготовки лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования и воспроизводства природных ресурсов [1, 5].
Для организации полноценной практики имеет значение обеспечение возможности работы с различными морфологическими группами лекарственного растительного сырья. Имеющийся график учебного процесса, в соответствии с которым полевая практика по фармакогнозии должна проходить в течении 3-х недель июня, не полностью отвечает таким запросам, поскольку из обзора выпадает большой объем лекарственных растений, отцветающих значительно раньше.
В целях оптимизации учебной полевой практики по фармакогнозии отделом организации учебной и производственной практики совместно с деканатом фармацевтического факультета было принято решение о разделении данного вида практики на 2 части: 1 часть (36 часов) – в мае, 2 часть (72 часа) – в июне [2]. Возникновение перерыва в практике подталкивает к необходимости более тщательной проработки самостоятельной работы студентов – увеличено количество тем для рефератов, расширен список литературы и внесены изменения в организацию дистанционного обучения, в результате чего стало возможно не только знакомиться с различного рода учебными материалами, но и проводить консультации в интернет-среде [3, 4].
Во время практики перед студентами ставятся следующие задачи:
– знакомство с организацией и проведением заготовок лекарственного растительного сырья в регионе проведения практики; сырьевая база лекарственных растений;
– освоение рациональных приемов сбора, первичной обработки и сушки лекарственного растительного сырья (дикорастущего и культивируемого) и приведения его в стандартное состояние;
– совершенствование умения определять лекарственные растения в различных растительных сообществах и местообитаниях (лес, поле, луг, болото и т.д.), а также морфологическое описание важнейших лекарственных растений и возможных примесей к ним на примере «живых» экземпляров.
– освоение методик определения ресурсов лекарственных растений на примере травянистых, древесных и кустарниковых растений с использованием различных методов определения урожайности (учетных площадок, модельных экземпляров, проективного покрытия), а также расчета эксплуатационного запаса, объема ежегодных промышленных заготовок с учетом воспроизводства дикорастущих лекарственных растений;
– освоение приемов сбора лекарственного растительного сырья различных морфологических групп (листья, травы, кора, плоды, семена, подземные органы);
– освоение методов сушки растительного сырья, а также приведения сырья в стандартное состояние;
– изучение правил хранения лекарственного растительного сырья в условиях аптеки, склада, завода по переработке лекарственного растительного сырья. Знакомство с порядком проведения анализа лекарственного растительного сырья в условиях аналитической лаборатории.
В результате освоения содержания практики студент должен:
– знать: различные методы определения ресурсов дикорастущих лекарственных растений Саратовской области и уметь пользоваться этими методиками; знать правила сбора различных морфологических групп лекарственного растительного сырья; знать правила хранения, требования к качеству упаковки лекарственного растительного сырья;
– уметь: собирать лекарственное растительное сырье различных морфологических групп (листья, цветки, подземные органы, плоды, семена и др.); отличать лекарственные растения от их возможных примесей; проводить первичную обработку и сушку лекарственного растительного сырья, приводить сырье в стандартное состояние; определять по внешним признакам лекарственные растения, произрастающие в различных растительных сообществах; проводить гербаризацию лекарственных растений различных жизненных форм (деревья, кустарники, травянистые растения); оценивать качество лекарственного растительного сырья;
– владеть: методиками определения урожайности и запасов лекарственных растений.
Таким образом, за счет правильной организации учебного процесса во время полевой практики по фармакогнозии и внеаудиторной самостоятельной работы студентов удаётся повысить качество образования и получить на выходе более высокий средний балл, несмотря на увеличение предлагаемого для изучения материала.